Статьи

Туризм как нацпроект: как ежегодно оставлять в России миллиарды долларов

Туризм как нацпроект: как ежегодно оставлять в России миллиарды долларов

Росавиация направила в российские авиакомпании телеграммы с предупреждением о возможной приостановке чартерных полетов в Турцию. Это связано со сложной политической обстановкой, говорится в тексте. Телеграмма, подписанная заместителем руководителя агентства Олегом Климом, представляла собой всего лишь просьбу российского Федерального агентства воздушного транспорта "принять необходимые меры при планировании существующих чартерных программ". Тем не менее туроператоры забеспокоились и уже заявили, что в случае чего без отдыха останутся миллионы российских туристов, которые уже оплатили путевки. Дмитрий Лекух рассказывает, чем можно заменить Турцию и в каком случае не придется вводить ограничения.

"Росавиация" делает ровно то, что и должна делать. В Турции 16 апреля вообще-то пройдут парламентские выборы, результат которых сегодня просто невозможно спрогнозировать. Ну, а если еще и принимать во внимание попытку переворота в июле прошлого года и "южный темперамент" населения, то нельзя исключать, что недовольные исходом выборов противники или уже сторонники Эрдогана предпримут какие-то попытки спровоцировать волнения. Во время протестов иностранный турист для любого экстремиста – законный и лакомый "приз". Ну, а колебания Эрдогана в "сирийском вопросе" после ракетного удара американцев и без всяких выборов ставят под сомнение предсказуемость нынешних турецких властей. Как совершенно справедливо сообщил представитель одного из крупнейших отечественных авиаперевозчиков: "В этой ситуации информационное письмо вполне объяснимо желанием регулятора предупредить авиакомпании о возможных опасениях относительно внутриполитической нестабильности в Турции".

Да вообще обстановка с безопасностью в регионе, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Там война. Строить долгосрочную стратегию на таких "взрывоопасных" направлениях, как минимум, недальновидно и близоруко.

Так в чем же тогда дело? Да, в общем-то, как всегда. В деньгах.

В конце прошлого года городской совет еще недавно сверхпопулярной Антальи заявил, что в 2016 году, несмотря на отмену в августе запрета на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией, турпоток из Российской Федерации сократился на три миллиона человек. Из оборота предприятий туристического сектора знаменитого турецкого курорта "выпали" порядка трех с половиной миллиардов долларов США, из которых, как минимум, два были "русскими". Всего же, если считать по знаменитой формуле "один к трем" (как правило, в среднем один турист из России тратит дополнительно на отдыхе сумму, вдвое превышающую стоимость самого тура), можно предположить, сколько туда ежегодно выводилось денег из российской экономики вообще. Не просто в Турцию, а только в одну Анталью. А ведь есть еще Кемер, Бодрум, Измир, Мармарис.

Посчитать, безусловно, стоит. И понять, наконец, что развитие внутреннего туризма, даже судя по этим цифрам ежегодно упускаемой выгоды, просто обязано стать чем-то вроде очередного "национального проекта".

Развитию внутрироссийского, в том числе и пляжного туризма мешают не столько особенности наших морей и климат. В той же Анталье, до того как там заработала государственная программа развития национальной туристической отрасли, пляжи были ничуть не лучше, чем на нашем черноморском побережье Кавказа. А если посмотреть чуть дальше, на всемирно известные и, кстати, искренне любимые вашим покорным слугой Канары (один из лучших, на мой взгляд, европейских курортов для среднего класса), то – не говорите только об этом радетелям "рыночного подхода в туристической сфере" - вполне себе цивилизованное и "рыночное" государство Испания даже песок на пляжи Тенерифе завозило баржами из Сахары. Вулканы же. На этих острых камнях особо не понежишься, не полежишь.

Просто без координирующей и инфраструктурной роли государства при любой "рыночной экономике" развитие туристических кластеров принципиально невозможно. Равно как без регулирования и субсидирования работы частных авиаперевозчиков: поэтому перелет из российской столицы, города-героя Москва в ту же турецкую Анталью стоит меньше, чем перелет в куда более близкий российский Сочи. Не отягощенный, кстати, никаким пересечением границ.

Или, допустим, пример из совсем другого региона. Есть полярный финский курорт Рованиеми. Ничего, в принципе, особенного: гостиницы барачного типа из огромных бревен, номера в две маленькие комнаты, небольшой горнолыжный склон под электрическим освещением (полярная ночь же). Несколько отелей в едином кластере. Трасса для беговых лыж, трасса для катания на снегоходах, собачья ферма с катанием на собаках, оленья – на оленях. Баня. Жутко дорогой алкоголь.

Ежегодно в первые две недели января — 30 тысяч туристов только из Российской Федерации. А вообще туда едут круглый год: зимой кататься на лыжах, снегоходах и собаках, летом - ловить рыбу, наслаждаться реками и озерами. Да и просто единением с природой в первобытных финских лесах. А меньше чем в трехстах километрах по прямой от Рованиеми находится чудный карельский поселок Калевала, где все то же самое плюс история великого эпоса. И, соответственно, минус туристы, хотя алкоголь много дешевле.

Так вот, сделать там туристический кластер много проще и дешевле, чем построить атомную электростанцию или озадачится нанотехнологиями, например. Особенно, если учесть, что там все еще существуют остатки порушенного после падения советской власти аэропорта, а не так уж и далеко проходят федеральные автомобильная и железнодорожная трассы на Мурманск.

Тут просто надо понять одну простейшую вещь: "рынок внутреннего и въездного туризма" Российской Федерации – наше естественное конкурентное преимущество. Просто потому, что у нас огромная страна.

У нас имеются вменяемые, хоть и не круглогодичные, места для пляжного отдыха: черноморское побережье Кавказа, Крым, весьма любопытная с туристической точки зрения древняя балтийская земля Калининграда/Кенигсберга. Каспий, с его пляжами и упоминавшимся еще в шестом веке до нашей эры у Гекатея Миленского древним Дербентом. Омываемый с юга и востока теплым Японским морем Приморский край, наконец. У нас какое-то нереальное количество мест для горнолыжного катания, к которым нужно приложить только голову и руки, что доказывается примерами не только сочинской Красной Поляны и кавказского Домбая, но и стремительно набирающего популярность расположенного вообще в далекой Кемеровской области горнолыжного курорта Шерегеш.

У нас история с огромным количеством древних и средневековых памятников, начиная от городов Золотого Кольца и Новгорода с Псковом и кончая Абакано-Минусинской котловиной в далекой Хакасии.

У нас есть почти все, разве что с тропиками немного не повезло. Как все с теми же "головой и руками" и, как ни странно, явно недостаточной для такого "золотого дна" ролью нашего государства. Самое смешное, что говорим об этом не только мы, журналисты. Об этом постоянно говорит президент России. Специальные Госсоветы даже на эту тему проводит. Но вот только об этом что-то не сильно пекутся господа "профильные руководители", даже несмотря на животворящий президентский пинок.

А ведь это – очень простые и легкие деньги для экономики. Это гигантское количество новых рабочих мест не только в отельном или ресторанном бизнесе: тут и гуманитарная экскурсионка, и анимация, и организация приключений, и вполне нормальная сезонная халтура для тех же музыкантов, которых московские власти уже замучились по подземным переходам гонять. И это все – в буквальном смысле слова у нас под ногами, включая, кстати, и недавно присоединенный Крым.

И если все это хотя бы просто привести в человеческий вид, как мы сделали в постолимпийском Сочи, создать нормальный уровень сервиса, нормальную внутреннюю конкуренцию, чтобы не было искушения завышения цен, то и никаких "туристических санкций" не надо будет. На ту же Красную Поляну в Сочи в разгар сезона сейчас попробуй еще попади. И те пара-тройка десятков миллиардов долларов в год, которые спокойно вывозятся в ту же Турцию не "злобными олигархами", а обыкновенными российскими "массовыми туристами" останутся работать на экономику не "нестабильного Эрдогана", а нашей с вами великой, но при этом какой-то уж совсем расточительной страны. И ограничивать "турецкие чартерные программы" не надо будет.