Политика

"Время определяться": чью сторону заняли поместные церкви в споре о томосе

"Время определяться": чью сторону заняли поместные церкви в споре о томосе

Томос об автокефалии ПЦУ вернулся из Стамбула в Киев. 9 января его подписали все члены Синода Константинопольского патриархата. В РПЦ считают новую структуру раскольнической, а бумагу с подписью патриарха Варфоломея – неканонической. По словам пресс-секретаря патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александра Волкова, теперь каждая поместная церковь должна сделать выбор и определиться, какую сторону поддержать. От этого будет зависеть то, как РПЦ будет выстраивать отношения с поместными церквями. Ruposters рассказывает, кто как отреагировал и чью сторону выбрал. 

Вселенская православная церковь состоит из поместных церквей. Каждая имеет автокефалию от других и возглавляется собственным предстоятелем. Соответственно, у каждой есть своя позиция, и все по-разному характеризуют происходящее на Украине. Расхождения связаны с тем, как тесно та или иная церковь сотрудничала с Константинополем или Москвой. Тем не менее большинство поместных церквей либо открыто выступают против автокефалии ПЦУ, либо занимают выжидательную позицию.

Хризостом II, глава Кипрской православной церкви, опроверг сообщения украинских источников о том, что он поддержал новую структуру. Он также заявил, что не увидел в решении об автокефалии народной воли.

Каждое государство имеет право на свою автокефалию, и это зависит от украинского народа. Однако в данный момент я вижу, что украинский народ не выступал за нее.

Архиепископ добавил, что не упоминал и никогда не упомянет главу "новой церкви" Украины в божественной литургии, к чему призывал Константинопольский патриархат.

Феодор II, патриарх Александрийский и всей Африки, будучи в Одессе в ноябре 2018 года, призвал "строго хранить святые каноны, верность православной церкви и ее каноническому предстоятелю — блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию". То есть он выразил поддержку Украинской православной церкви Московского патриархата и выступил против раскола. Однако после получения ПЦУ томоса публичных заявлений пока не было.

Феодор II во время посещения одесского Ильинского мужского монастыря

Патриарх Иоанн X, предстоятель Великой Антиохии и всего Востока, призвал отложить процесс автокефалии ПЦУ, потому что за этим решением не стоит общее мнение поместных церквей:

Мы желаем видеть единство Православного мира укрепляемым и сплачиваемым. Мы призываем Вас не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира.

Иерусалимский патриарх Феофил III выразил поддержку Константинополю, запросив у патриарха Варфоломея Святое Миро для помазаний. Такие жесты и без официальных заявлений дают понять, что Иерусалимская церковь как минимум находится не на стороне Москвы. Этот жест обращает внимание на тесные связи между Константинополем и Иерусалимом. В ответ Вселенский патриарх упомянул о древних связях между Фанаром и Святой землей. В интервью иерусалимский архиепископ Нектарий охарактеризовал личность патриарха Варфоломея:

Он противостает диким морским пенящимся волнам, особенно позорным в нынешние времена, которые опять хотят вторгнуться в Босфор, желая причинить максимальный ущерб тихой гавани Великой матери-церкви Христа.

Самую жесткую позицию демонстрируют представители Сербского патриархата. В решении сербского Синода еще в ноябре ясно значится, что в Сербии разрывают все отношения с раскольниками и "не принимают никакого их общества". А в рождественском послании говорилось: 

Шовинисты-русофобы, предводимые коррумпированными политиками, при "ассистировании" униатов и, к сожалению, при незаконном соучастии Константинопольской патриархии, углубили и расширили существующие расколы и поставили под серьезную угрозу единство православия в целом.
Патриарх Иоанн X на встрече с патриархом Кириллом

Вместе с Иоанном X предстоятель Сербской церкви патриарх Ириней заявил, что решение об автокефалии украинской церкви должно приниматься на общих собраниях поместных церквей. Он поставил под сомнение действия Константинополя:

Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем, но, вероятно, находясь в сговоре с некими другими силами мира сего, попытался этот вопрос решить самостоятельно и, как видим сегодня, самым катастрофическим способом, предполагающим, чтобы раскол на Украине был узаконен и продолжен.

Грузинский патриархат не определился. В конце декабря провел члены Священного Синода сообщили о намерении поддержать автокефалию после публикации постановления Вселенского патриарха. Но пока официально Грузинская церковь воздержалась. Сам католикос-патриарх Илия II характеризует ситуацию с ПЦУ как "крайне напряженную и неединодушную". Митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай признал, что потребуется время на принятие решения: 

Граждане Грузии полностью поддерживают Украину, но, если мы полностью поддержим автокефалию, это будет несправедливо по отношению к другой православной церкви.

Традиционно Грузинская церковь будет выступать на стороне Константинополя, но есть трудность: она связана с тем, что в ответ на такую позицию РПЦ будет добиваться признания автокефалии Абхазской церкви, что может негативно отразиться на политической жизни страны:

Русская церковь прекратила поминовение Константинопольского патриарха и разорвала евхаристическое общение, так как Константинополь начал процедуру для предоставления автокефалии Украине, чем еще более усугубился существующий кризис. Это доставляет нам большую скорбь, - заявлял грузинский патриарх Илия II.

В октябре позиция Синода Румынской православной церкви вкратце звучала так: мы рекомендуем Московской патриархии вместе принимать решение, то есть созвать собрание поместных церквей.

Таким образом, патриарх Даниил не признал объявление Константинополем Украины своей канонической территорией. Однако уже в ноябре Варфоломей совершил визит в Бухарест, после которого румыны заняли молчаливую позицию поддержки действий Константинопольского патриархата. Высказывалась версия о том, что Варфоломей мог пообещать Даниилу поддержку в споре за Бессарабскую митрополию на территории Молдавии в обмен на признание его действий.

Патриарх Варфоломей (справа) и патриарх Румынский Даниил на встрече в Бухаресте

Болгарский патриархат создал специальную комиссию Синодального комитета для изучения украинского вопроса. По результатам исследований действия Варфоломея признаны неканоническими:

Он (спор между церквями - прим.) нарушает тысячелетнее каноническое право церкви, одним из основных принципов которого является принцип церковной юрисдикции. Эти ограничения четко определены и общепризнаны. Каждая автокефальная церковь имеет право на самоуправление в пределах своих границ и не имеет права распространять свою юрисдикцию на другие местные церкви, — заявил митрополит Видинский Даниил.

Болгарская православная церковь поддержала позицию РПЦ.

Элладская (греческая) церковь отложила вопрос. В декабре в сети появился ролик, в котором запечатлено, как в одном из храмов Элладской православной церкви во время богослужения поминали главу "новой церкви" Епифания. Украинские СМИ расценили это как поддержку и признание ПЦУ. На самом деле четкой позиции пока не выработано. После праздников собрался Священный синод, однако окончательного решения нет. В официальном сообщении говорится: 

Священный синод решил передать вопрос признания Элладской церковью новой автокефальной церкви Украины на рассмотрение священного собора иерархии Элладской церкви. 

Дата следующего собора не называется.

Митрополит Варшавский Савва посещает Свято-Никольский кафедральный храм в Брюсселе

Польская церковь с мая 2018 года выступала на стороне УПЦ МП и митрополита Онуфрия. После появления "новой украинской церкви" митрополит Варшавский Савва выступил с требованием вернуть "раскольнические церковные группы" в лоно УПЦ МП и покаяться. Савва также выразил неприязнь к действиям патриарха Варфоломея и отлученного от церкви Филарета:

В любом случае у Филарета и его последователей мы не видели раскаяния, покаяния, смирения, которые обычно предшествуют снятию запретов! Этого не было. И в этом заключается проблема. Поэтому их нельзя признать настоящими пастырями, которые могут осуществлять таинства. Так называемому "митрополиту" Епифанию, а в действительности светскому человеку, нанесен вред.

Он также призвал Варфоломея созвать собрание всех глав поместных церквей для обсуждения предоставления автокефалии Украине. Митрополит отметил, что такое решение можно принимать "только по представлению Матери-церкви после консультаций со всеми предстоятелями".

Позиция албанского архиепископа Анастасия на первый взгляд проста: он выступил против раскола поместных церквей и против раскола "единства мирового православия" и за приготовления к новому Великому собору, чтобы вернуть доверие к православной церкви.

Митрополит чешский Ростислав

Однако это единственное заявление Анастасия было сделано еще до "объединительного собора" на Украине:

Реализация Константинопольским патриархатом проекта украинской автокефалии станет "хождением по минному полю". Оно напоминает опасное предприятие с непредвиденными побочными действиями. Противоборствующие группировки сохранят свою индивидуальность и сплоченность, как это неоднократно случалось в разных поместных церквах. В итоге вместо единства православных на Украине проступает опасность раскола единства мирового православия.

Официальная позиция церкви Чешских земель и Словакии отражена в открытом письме патриарху Кириллу. Митрополит Ростислав назвал вмешательство государства в дела церковные недопустимым. Он считает, что решение об автокефалии должно носить "всеправославный консенсус". Можно считать, что Чехия и Словакия стоят полностью на стороне РПЦ:

Раскол, вызванный эгоизмом человека, можно исцелить только через покаяние и возвращение в церковь.

Есть также и позиция митрополита Православной церкви в Америке Тихона, получившей свою автокефалию в 1970 году. В конце года он поблагодарил патриарха Московского и всея Руси Кирилла "за братское внимание и неизменную поддержку" и выразил слова поддержки мирянам Украинской православной церкви, выступив таким образом на стороне УПЦ МП и Онуфрия.

Таким образом, за украинскую автокефалию выступают:

  1. Константинопольская церковь
  2. Иерусалимская церковь

На стороне Москвы оказались:

  1. Александрийская церковь
  2. Болгарская церковь
  3. Кипрская церковь
  4. Польская церковь
  5. Сербская церковь
  6. Церковь в Америке
  7. Церковь Чешских земель и Словакии

Воздержались от прямых официальных заявлений или призвали к совместному решению:

  1. Албанская церковь
  2. Антиохийская церковь
  3. Грузинская церковь
  4. Элладская церковь
  5. Румынская церковь

В последнем случае необходимо понимать, что собрание поместных церквей может в целом сыграть на руку как РПЦ, так и украинским раскольникам. При этом молчание трактуется экспертами как негласная поддержка Константинополя и действий ПЦУ.