Статьи

Птицы перелетные: почему "новые русские" становятся новыми мальтийцами

Птицы перелетные: почему "новые русские" становятся новыми мальтийцами

Госчиновники, крупные российские бизнесмены, в том числе глава "Яндекса" и топ-менеджеры "Лаборатории Касперского", стали гражданами Мальты. Они "купили" паспорт страны, заплатив минимум 900 тысяч евро каждый. Возможность приобрести гражданство власти Мальты предоставили в 2013 году. И за это время, как следует из отчета на сайте правительства, ей воспользовались более 700 граждан России. Дмитрий Лекух - о том, зачем богатым русским нужно становиться мальтийцами. 

Взбудоражившие отечественную экономическую общественность новости о том, что десятки не самых бедных бывших и нынешних "капитанов российских финансов" проинвестировали в среднем на миллион долларов экономику небольшого средиземноморского острова Мальта и приобрели местное гражданство, толковать можно и нужно по-разному.

Журналист Антон Красовский, известный своим каминг-аутом и участием в работе предвыборного штаба Ксении Собчак, говорил о тонких душевных метаниях богатых россиян из-за опасений оказаться в санкционном списке США.

Другие, менее известные (не всем дано приобщение к мировым гендерным стандартам) журналисты, в том числе и так называемого "патриотического направления", радостно потирали ладони в предвкушении "наконец-то наводимого порядка".

Более того, как стало известно некоторым отечественным СМИ, в настоящее время увеличился спрос богатых граждан нашего богоспасаемого отечества на смену налогового резидентства, которое в отдельных случаях не ведет к смене гражданства. Так, по информации РБК, к этому сейчас стремятся порядка 60% наших граждан с состоянием не в один миллион вечнозеленых американских долларов.

И что тут говорить – список, опубликованный на официальном сайте правительства Мальты, в котором фигурируют более 730 известных в Российской Федерации "лучших людей страны", действительно впечатляет. Так, к примеру, в нем значатся владелец инвестиционно-девелоперской компании O1 Properties Борис Минц и члены его семьи, совладелец ICT Holding Ltd Александр Несис, с чадами и домочадцами, основатель и совладелец "Яндекса" Аркадий Волож и члены его семьи. Также там присутствуют: "водочный король" и совладелец Beluga Group Александр Мечетин, "сахарный король" Игорь Худокормов, управляющий своими активами в России через кипрскую оффшорную Prodimex Farming Group. И Алексей Марей — бывший главный управляющий и зампред правления Альфа-банка, в ноябре 2017 года оставивший все свои посты в связи с переездом семьи в Лондон. Также там есть и семья владельца крупной девелоперской компании ФСК "Лидер" Владимира Воронина, сооснователи "Спортмастера" Дойхен и Фартушняк, экс-супруга прочно обосновавшегося в Монако Дмитрия Рыболовлева с дочерью, муж певицы Глюкозы и другие, более или менее официальные лица. 

Что особенно характерно, разочаруем журналиста Красовского, лиц, которых в западных масс-медиа относят к списку "друзей Путина" и потенциальных участников "санкционных списков" от США в этом перечне обнаружить трудно.

На самом деле, конечно, все здесь гораздо проще. С внутренней российской политикой и даже с "санкциями" напрямую точно не связано. А связано все происходящее большей частью с так называемым CRS - общим стандартом обмена финансовой информацией, который был разработан по запросу G-20 ("большой двадцатки") и одобрен Советом ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития) еще 15 июля 2014 года. 

И подразумевает этот стандарт получение юрисдикциями информации от своих финансовых институтов и осуществление регулярного (ежегодного) обмена такой информацией на автоматической основе друг с другом. CRS устанавливает перечень финансовой информации для обмена, определяет отчитывающиеся финансовые институты, дает систематизацию финансовых счетов и лиц, в отношении которых осуществляется обмен, а также устанавливает общие процедуры проверки финансовыми институтами своих клиентов. 

Проходящий в рамках CRS обмен данными о банковских счетах по международным стандартам ОЭСР и спровоцировал, в первую очередь, резкий рост спроса богатых россиян на смену налогового резидентства. Ибо раскрывать свои, нажитые далеко не только праведными трудами по принципу "зарабатывай в России, живи на западе" зарубежные активы большинству из этих уважаемых господ, мягко говоря, несколько не с руки.

Что же касается по-настоящему "больших", стратегических и не компрадорских активов, то, как показывает пример Алишера Усманова, их движение проистекает скорее в обратном направлении. 

Ничего сверхъестественного не происходит. Первое и самое главное: средства, которые сейчас тем или иным способом, в том числе и путем смены гражданства или налогового резидентства, окончательно пытаются легализовать в различных западных "уютных гаванях", - они и без того, что называется, "не российские". Потому как возвращаться на историческую родину никогда и не собирались. Им и без нас хорошо.

И вовсе не оттого, что все они (хотя многие – наверняка) нажиты нелегальным путем. Капитал зачастую родины просто не имеет. И не столь давние громкие скандалы "имени Трампа" с владельцами американских онлайн-магазинов, которые, как на подбор, оказались внезапно "настоящими природными ирландцами", - тому, пожалуй, лучшее подтверждение. Да что там онлайн-торговцы: история с колоссальными исками к "пушистой" Apple в ее "ирландской части" со стороны ЕС, мы уверены, еще долго будет сотрясать правовое пространство "цивилизованного западного мира", и от этого никуда не денешься. Просто напомню, что Apple пользовалась различиями в принципах законодательства США и Ирландии. Ибо в США налоговое резидентство определяется по месту регистрации компании, а в Ирландии – по месту управления. И большая часть прибыли одной из "дочек" Apple в США не облагалась налогом из-за неамериканского происхождения компании, а в Ирландии – поскольку она управлялась из США. Вот такое вот "изящное решение".

И именно поэтому G-20 и борется сейчас с этими "дырами" так активно. И усиленно занимается продвижением стандартов CRS, которые устанавливают перечень финансовой информации, подлежащей обмену. 

И поэтому этим процессам так сопротивляются и разного рода "тихие гавани", и сами "капиталисты", которые - в российском случае особенно очевидно - очень не хотят раскрытия своих зарубежных активов. Слишком многое придется объяснять. 

Работает это, правда, уже не везде: так, в ранее считавшейся "финансовым раем" Швейцарии в случае смены клиентом налогового резидентства банки теперь зачастую требуют документы, подтверждающие выполнение требований о декларировании имущества и доходов. А, согласно стандарту автоматического обмена налоговой информацией (тот самый уже действующий CRS), по высокорисковым счетам (свыше одного миллиона долларов США) иностранный банк обязан проверить предоставленную клиентом информацию.

Так что российский президент Путин, обратившийся по схожему поводу к отечественным бизнесменам фразой "Захлебнетесь потом пыль глотать", был по-своему прав. Особенно если учесть, что сменившие гражданство соотечественники и сменившие резидентство капиталы на защиту российского государства теперь уже совершенно точно никак не смогут претендовать.