Телеграм-канал "Управдом" взял интервью у аудитора Счетной палаты РФ Натальи Труновой. Спросили о том, как сделать расходование бюджетных средств на ЖКХ более эффективным, какие должны быть требования к концессионным соглашениям и что требуется, чтобы федеральных концессионеров стало больше.

Наталья Александровна, по итогам ваших проверок использование федеральных средств на развитие коммунальной инфраструктуры признано неэффективным. Вами рекомендуется доработать нормативную базу. Какие основные новшества необходимо внедрить?
В рамках мероприятия, посвященного проблемам системы водоснабжения, мы предложили увязать конкретные меры поддержки с максимизацией эффектов их применения с учетом специфики территорий, решаемых задач (обеспечение функционирования или развитие систем водоснабжения), состояния эксплуатируемых систем водоснабжения и объема рынка предоставляемых услуг. Также мы рекомендовали закрепить плановые значения соответствующих общесистемных показателей в разрезе субъектов РФ. Их достижение должно стать предметом соглашений о предоставлении целевых средств. Считаем, что данные рекомендации актуальны и важны для повышения эффективности предоставления федеральных ресурсов.
В 2023 году вы сообщали, что на федеральном уровне ни в одной государственной программе РФ не содержится комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в ЖКХ. Что изменилось с тех пор, и на какие вопросы энергоэффективности в сфере ЖКХ необходимо в первую очередь обратить внимание?
Для ЖКХ вопрос ресурсосбережения является крайне актуальным. В ходе проведения мероприятий мы видим, что даже небольшие водоканалы при сокращении издержек на электроэнергию могут улучшить свое финансовое положение. В рамках федерального проекта "Новый ритм строительства" декларируется цель — повышение энергетической и ресурсной эффективности в строительстве и ЖКХ. Но проект направлен именно на повышение эффективности строительного процесса.
По состоянию на май текущего года, в концессию передано только 12% объектов ЖКХ, причём большинство соглашений формальные, без серьёзных инвестиций. Какие условия, на ваш взгляд, необходимо закрепить на законодательном уровне, чтобы концессии реально стали инструментом привлечения частных средств?
В своих рекомендациях по результатам анализа реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ мы предложили определить минимальный объем инвестиционных обязательств концессионера и предусмотреть мониторинг заключенных концессионных соглашений на предмет взятых обязательств и их фактического исполнения в разбивке по годам бюджетного цикла. При этом, безусловно, эти обязательства должны быть распределены таким образом, чтобы решить проблему износа инфраструктуры не через 25 лет, а в краткосрочной перспективе. В рамках мероприятия, посвященного проблемам системы водоснабжения, мы обращали внимание, что у нас есть концессионные соглашения с большим объемом инвестиций, но их существенная часть отнесена ближе к завершению соглашения.
Вы отмечаете, что тарифы на ЖКХ (индексы платы) пересматриваются ежегодно, хотя формально должны устанавливаться минимум на 3 года. Согласны, что для привлечения инвесторов и длинных денег бизнесу необходимо выстраивать более долгие ориентиры в работе, в том числе в тарифообразовании. Что необходимо поменять в тарифной политике, кроме долгосрочности, чтобы бизнес захотел вкладываться в ЖКХ и ремонт сетей?
Конечно, тарифы — это первое условие, так как финансовую модель проекта сейчас крайне сложно просчитать. Краткосрочное прогнозирование значения индекса оказывает влияние на возможность привлечения внебюджетных инвестиций в сектор: непредсказуемость возврата инвестиций делает рынок ЖКХ непривлекательным. Этим объясняется небольшое количество федеральных концессионеров на данном рынке. Существующие механизмы "превышения индекса", установления "долгосрочных параметров регулирования" являются индивидуальными, поскольку применяются уже под конкретное соглашение. Другими факторами непривлекательности данного сектора являются отсутствие достоверной информации о состоянии инфраструктуры и низкое качество документов планирования — как территориального, так и отраслевого. Зачастую эти документы задают завышенные мощности объектов, которые должны быть построены или реконструированы. Кроме того, передача обязательств концессионерам сразу сопровождается предъявлением требований к ним со стороны контролирующих органов, для выполнения которых необходимо время.
Расходы Москвы на ЖКХ составляют 35% всех расходов по этому разделу в масштабах всей страны. Т.е. все остальные регионы потратили на ЖКХ 65% от итоговой суммы. При этом Минстрой и Госдума всё чаще в последнее время предлагают субъектам перенимать опыт столицы и внедрять элементы госуправления в ЖКХ. Как вы считаете, способны ли бюджеты регионов к соизмеримым в % соотношении тратам на ЖКХ, как Москва?
Безусловно, регионам практически невозможно перенимать опыт Москвы из-за существенных различий в уровне бюджетной обеспеченности. Сейчас в ряде регионов формируются различные управленческие модели, которые направлены на повышение эффективности сектора: укрупнение хозяйственных единиц (например, создание областных водоканалов), создание "комплексных" концессионных соглашений (когда с крупным городом передается еще несколько муниципальных образований, которые, скорее являются обременением или социальным обязательством) и другие.