Российские угледобывающие компании небольшого и среднего размера вынуждены продавать свой товар крупным добытчикам и трейдерам, чтобы те уже формировали экспортные партии, которые в первую очередь идут в Китай и Индию. Европейский рынок для российских поставщиков закрыт с августа из-за эмбарго.
Поставки российского угля в страны Азии через западные порты становятся все менее рентабельными, поскольку цена на топливо падает. Об этих проблемах сообщил "Коммерсанту" Центр экономического прогнозирования (ЦЭП).
Производители отправляют часть продукции в западные порты, поскольку пропускная способность на восточном направлении ограничена. Из-за большего логистического плеча (везти уголь из портов ДФО существенно ближе) в декабре 2022 года цены с погрузкой в Тамани упали до $130 за тонну. Рентабельным становятся лишь поставки крупнейшими балкерными судами типа Capesize.
Если случится очередное снижение цены, этот вариант также будет недоступен российским компаниям. В октябре минувшего года генеральный директор крупнейшей угольной компании СУЭК Максим Басов отмечал, что эта ситуация заставит резко сокращать добычу.
Эксперты считают, что можно не ждать подорожания на мировом рынке в ближайшие месяцы. Из-за теплой европейской зимы тенденция будет, вероятно, обратной. В ЦЭП отметили влияние снижения цен на газ и рост поставок угля в Индию из Мозамбика, в совокупности эти факторы давят на стоимость топлива.
Накануне сообщалось, что Китай нарастил добычу собственного угля и ведет переговоры с Австралией о дополнительных поставках. Диверсификация импорта природных ресурсов позволит частично заменить российское топливо. До конца 2022 года Россия продавала в Азию уголь, от которого отказались страны Евросоюза. Благодаря тому, что Москва вовремя нашла покупателя для топлива, объемы российского экспорта угля практически не изменились. Летом ключевыми покупателями стали Индия и Китай.