Европа потеряла не менее €100 млрд от разрыва деловых связей с Россией, и эта сумма – "лишь доля реальных расходов". Об этом пишет Financial Times, изучив финансовые отсчёты 609 западных компаний.
Согласно материалу газеты, минимум 176 фирм понесли единовременные расходы из-за ухода с рынка РФ. Практически в каждом из отчётов 433 оставшихся компаний упоминается жестокий удар по прибыли либо вследствие резкого роста цен на энергоносители и сырьё, либо в результате сбоев в логистических цепочках, произошедших после 24 февраля.
"Вряд ли какой-то уголок бизнеса остался нетронутым. Очевидно, что последствия [конфликта] для многих европейских компаний окажутся более глубокими и долгосрочными, чем затраты на уход с относительно небольшого рынка. По данным Киевской школы экономики, на Россию приходилось всего 3% мирового оборота иностранных компаний, представленных в стране до начала войны", – пишет издание.
В статье подчёркивается, что количественно оценить реальные расходы от косвенных последствий практически невозможно. Более того, многие европейские компании предпочли покинуть российский рынок во избежание серьезных репутационных издержек: от травли в западных медиа они могли бы потерять гораздо больше средств, чем в случае гипотетического сохранения активов в РФ.
Свыше 80% западных компаний по-прежнему работают на территории России и приносят доход российскому государству после 24 февраля 2022 года, о чём свидетельствует статистика из доклада Киевской школы экономики и неправительственной организации B4Ukraine. Более того, такие фирмы как PepsiCo, Mars и Mondelez значительно нарастили свою прибыль в 2022 году относительно аналогичных показателей годом ранее. Таких финансовых показателей компаниям удалось достичь благодаря корректировке ценовой политики, росту объемов сбыта на фоне ухода конкурентов, а также сокращению расходов на рекламу в России.
В конце февраля – начале марта 2022 года многие крупные зарубежные компании сообщили о приостановке или сворачивании работы на российском рынке. Некоторые фирмы ушли безвозвратно, другие передали активы местным бизнесменам, третьи провели ребрендинг внутри РФ. Ruposters сделал подборку брендов, сменивших названия в условиях санкций.