Россия – один из крупнейших экспортёров атомных реакторов. Как сообщает телеграм-канал "Высокое напряжение", ссылаясь на статистику МАГАТЭ, за пределами РФ сейчас идёт строительство 59 энергоблоков общей "чистой" мощностью 62,3 ГВт, и из них 20 реакторов на 20,8 ГВт разработаны в России.
Все проекты с российским участием полагаются на реакторы серии ВВЭР, в которых обычная вода используется в качестве теплоносителя и замедлителя нейтронов. Сюда входят:
- Четыре энергоблока АЭС "Аккую" в Турции.
- Третий и четвёртый энергоблоки АЭС "Сюйдапу", седьмой и восьмой энергоблоки Тяньваньской АЭС в Китае.
- Четыре энергоблока АЭС "Эль-Дабаа" (Египет).
- Четыре энергоблока АЭС "Куданкулам" (Индия).
- Четвёртый энергоблок АЭС "Моховце" (Словакия).
- Второй энергоблок АЭС "Бушер" (Иран).
- Два энергоблока АЭС "Руппур" (Бангладеш).
Ключевые проекты были профинансированы за счет кредитов российского бюджета либо кредитов госбанков. Так, госкредит на $11,38 млрд для строительства двух энергобоков АЭС Руппур в 2016 году был санкционирован специальным распоряжением правительства. В том же году Египет утвердил соглашение о привлечении российского кредита до $25 млрд на строительство АЭС "Эль-Дабаа". Проект АЭС "Аккую" реализуется за счёт Росатома по схеме "строй-владей-эксплуатируй", под которую также привлекались кредиты "Сбера".
"Привлечение госкредитов – нормальная практика для таких капиталоёмких проектов, как строительство АЭС. Однако из-за интереса IT-гигантов к снабжению дата-центров с помощью АЭС малой мощности (АСММ) в отрасли формируется сугубо рыночная ниша спроса", – добавляют авторы ленты.
"Росатом" – единственная крупная госкомпания, находящаяся за периметром санкций. У неё есть опыт в строительстве АСММ, поэтому "Росатом" имеет простор для диверсификации заказов за счёт малых модульных реакторов – по крайней мере, на рынках развивающихся стран.