Телеграм-канал "СофтТех" взял интервью у главы департамента цифровых технологий Минпромторга России Владимира Дождёва. Стороны обсудили будущее искусственного интеллекта в промышленности, цели отечественной цифровизации и процесс импортозамещения западных технологий.

– Какие типы промышленного программного обеспечения (например, ERP, SCM, PLM и другие) уже успешно импортозамещены, а над какими IT-компаниям ещё предстоит проделать значительную работу?
– На сегодняшний день наблюдается положительная динамика импортозамещения промышленного программного обеспечения. Лидирующие позиции занимают средства технологической подготовки производства (CAPP). Доля отечественных решений этого класса в машиностроительной отрасли – 86%.
При этом ряд классов промышленного ПО, несмотря на в целом низкие объёмы внедрения, за последние 2 года показали серьёзную динамику. Почти в 2 раза увеличилась доля отечественных систем автоматизированного проектирования для проектирования электронных устройств, печатных узлов (плат) или микросхем (ECAD) – с 32,12% в 2022 году до 56,71% на первый квартал 2025 года.
Такой рост обусловлен в том числе изменением фокуса отраслевых мер государственной поддержки радиоэлектронной отрасли, а также системной работой государства как с профильными заказчиками, так и с разработчиками соответствующих решений.
К настоящему времени Минпромторгом поставлены работы по развитию технологических модулей маршрутов проектирования общей стоимостью 13,3 млрд рублей. Аналогичная динамика импортозамещения наблюдается в отношении систем инженерных расчетов и анализа (САЕ) – с 6,19% в 2022 году до 13,16% на первый квартал 2025 года. Импортозамещение указанных классов, а также ряда других (CAD, CAM) остаётся приоритетной задачей, требующей системного подхода.
В рамках деятельности индустриальных центров компетенций, относящихся к сфере ведения Минпромторга России, реализуется ряд проектов, направленных на закрытие приоритетной функциональности классов программного обеспечения.
47 особо значимых проектов "первой волны" закрывают 65 из 421 приоритетных потребностей в отечественном ПО и направлены на решение задачи технологической подготовки производства, цифрового проектирования и управления инженерными данными.
На текущий момент 14 особо значимых проектов ИЦК, курируемых Минпромторгом, уже завершены, в 2025-2026 годах завершится ещё 31 проект. При этом остаётся актуальным закрытие задач, направленных на математическое моделирование и инженерные расчёты, управление производством, применение технологий ИИ.
Разработка отечественных решений и доработка их функциональности – лишь первый шаг. Процесс перехода промышленных предприятий является комплексным и требует системных мер государственной поддержки, направленных в том числе на поддержку внедрения российских IT-решений.
– Какие перспективы развития и внедрения технологий искусственного интеллекта в промышленных процессах вы видите в ближайшем будущем?
– Искусственный интеллект становится ключевым фактором повышения эффективности в промышленности. Российские предприятия всё активнее интересуются внедрением ИИ-технологий в производственные процессы, ожидая улучшения качества продукции, снижения издержек и роста производительности.
Согласно последним экспертным исследованиям, внедрение технологий искусственного интеллекта может значительно повысить экономическую эффективность ключевых отраслей российской экономики. Так, к 2030 году совокупный вклад ИИ в ВВП России может составить до 11,6 трлн рублей, а к 2035 году – 46,5 трлн рублей.
В ближайшие годы ИИ станет неотъемлемой частью промышленной трансформации в России. Бизнес будет отдавать приоритет тем технологиям, которые приносят быстрый и осязаемый эффект – будь то снижение затрат, повышение качества или скорость вывода продукта на рынок.
Поэтому наибольший спрос ожидается на решения в области предиктивной аналитики, компьютерного зрения и интеллектуальной оптимизации процессов. Сферы, где высока цена ошибки или простоя (обработка сырья, энергетика, тяжёлое машиностроение, транспорт), станут флагманами по внедрению ИИ.
– Какие долгосрочные цели ставит перед собой Минпромторг России в контексте цифровизации промышленности?
– На сегодняшний день перед промышленностью стоит задача сформировать непрерывно развивающийся инфраструктурный и технологический базис, способствующий достижению технологической независимости и опережающего технического прогресса страны.
Для формирования системного целевого видения цифровизации на уровне отрасли по поручению президента России в 2023 году утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности.
Основная цель стратегического направления – обеспечение технологического суверенитета, возможности коммерциализации российских исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на российском и мировом рынках.
Достижение поставленной цели планируется обеспечить за счет реализации 5 ключевых экосистемных проектов:
- "Умное производство" – формирование эффективной инфраструктуры и повышение производительности труда.
- "Цифровой инжиниринг" – создание национальной системы стандартизации и цифровой сертификации, проведения виртуальных испытаний на виртуальных испытательных стендах и цифровых испытательных полигонах;
- "Продукция будущего" – переход к модели гибкого конвейерного производства продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя, и "ремонту по состоянию".
- "Технологическая независимость": обеспечение технологического суверенитета, в том числе технологической независимости и информационной безопасности предприятий промышленности.
- "Интеллектуальная господдержка" – переход к цифровой модели государственной поддержки промышленности.
Реализация проектов предполагает расширение применения на предприятиях технологий искусственного интеллекта, отечественных средств защиты информации, нейротехнологий, робототехники, математического моделирования и виртуальных испытаний. Это способствует достижению цифровой зрелости обрабатывающих отраслей промышленности и, как следствие, – повышению производительности труда и росту валового внутреннего продукта в производственном секторе.