Мнение

Космическая зависимость: почему США до сих пор не могут отказаться от российских РД-180

Космическая зависимость: почему США до сих пор не могут отказаться от российских РД-180

США передумали полностью отказываться от российских двигателей РД-180. ВВС страны активно ищут замену среди американских компаний, но пока безуспешно. Крайний срок — 2020 год, но, если аналог не будет готов, Америка сможет найти "другого поставщика", то есть опять заказывать у России. Эта поправка в закон вызвала недовольство: эксперты космической отрасли призывают как можно быстрее покончить с доминированием политического противника. Андрей Васильев — о том, что мешает США создать свои двигатели и как долго они будут нуждаться в российских РД-180.

В Соединенных Штатах закупки российских двигателей РД-180 традиционно считают "зависимостью" — по несколько раз за год публикуются отчеты, в которых российские ракетные двигатели называются прямой угрозой безопасности Америки. Впрочем, с созданием собственных ракетных двигателей и исключительно отечественной космической программы в США дела идут не очень хорошо.

ВВС США в настоящий момент подыскивают альтернативы агрегатам российского производства, реализуя вторую фазу Программы национальной безопасности по космическому запуску NSSL (National Security Space Launch). Предполагается, что к 2020 году будут выбраны 2 компании из текущих кандидатов: United Launch Alliance, SpaceX, Blue Origin и Northrop Grumman.

В Соединенных Штатах, несмотря на успешную высадку на Луну и несколько десятков крупных исследовательских программ, на протяжении последних десятилетий космическая программа не существовала как таковая. Разумеется, США принадлежит абсолютное лидерство по части исследовательских программ, да и спутниковая группировка Соединенных Штатов — крупнейшая в мире, однако на этом американский космос, по сути, заканчивается, поскольку назвать это полноценной космонавтикой можно с большой натяжкой. Что касается научных программ, например по изучению Марса, то эти достижения не принадлежат исключительно Соединенным Штатам. 

Spirit, Opportunity и Curiosity — три марсианских ровера — выводили в космос три совершенно разных ракеты. Для первых двух роверов NASA использовало ракеты Delta 2 в разных модификациях, но последний (и самый современный) марсоход Curiosity выводили в космос с помощью ракеты-носителя Atlas V. Казалось бы, американский ровер, американская ракета. Но в качестве двигателей первой ступени использовали не американские Rocketdyne RS-27, а российские РД-180, без которых миссия американского ровера могла и не состояться.

Запуск американской ракеты Atlas V

Российские жидкостные ракетные двигатели долгое время помогали США реализовывать не только гражданские, но и военные проекты. К примеру, после закупки двигателей NASA и Пентагон могли передавать РД-180 друг другу, отчитываться об их перемещениях производителю никто не обязан до сих пор. При этом разговоры про "зависимость" от российских технологий долгое время не поднимались сразу по нескольким причинам. Первая из них, конечно же, стоимость РД-180, которая оказалась существенно ниже американских аналогов.

Стоит немного вернуться назад и вспомнить, что РД-180 был известен в США задолго до появления на свет. Историк спецслужб Андрей Богданов отмечает, что за эволюцией ракетных двигателей американские ведомства следят пристально с советских времен.

Если раньше это был сугубо военный интерес — считали, куда ракеты могут долететь и что сбросить, — потом это все превратилось в нормальный, вполне обычный промышленный шпионаж. Если технология работает и использовать ее можно за небольшие деньги, то либо часть решений, либо изделие целиком изучаются для последующего внедрения.

В 1990 году РД-180 был официально представлен. А всего через несколько лет им заинтересовались в США на правительственном уровне. Уже в 1996 году американские ведомства, среди которых было не только NASA, но и Пентагон, официально объявили о победе РД-180 в конкурсе на поставку для ракет Atlas III и Atlas V.

С тех пор потребности США в ракетных двигателях постоянно росли. Впрочем, РД-180 на протяжении нескольких лет закупались по заниженной стоимости, о чем в 2011 году доложила после аудита Счетная палата России.

ОАО НПО "Энергомаш" осуществляло продажу российских ракетных двигателей РД-180 для американских ракет-носителей "Атлас-5" за половину стоимости затрат на их производство. В связи с этим только в 2008-2009 году убыток от их продаж составил около 880 миллионов рублей, или почти 68% всех убытков "Энергомаша", — говорилось в материалах СП. 
Производство РД-180

Производитель и поставщик двигателей пересчитал их стоимость, и Россия начала зарабатывать на поставках РД-180 серьезные деньги. После 2014 года, когда Крым вошел в состав России, американские сенаторы санкционировали отказ от российских двигателей и переход на полностью американские продукты. Поставка ракетных двигателей ненадолго прервалась, однако деньги оказались для американцев важнее. Спустя некоторое время, когда (снова) стало очевидно, что без российских двигателей запускать собственные ракеты слишком дорого, закупку РД-180 возобновили в прежних объемах.

Трудно сказать, почему американские двигатели настолько дороги в производстве. Вероятно, все дело не столько в стоимости разработки, сколько в стоимости конечного изделия, которая складывается в тот момент, когда все поставщики деталей называют ценники на свои продукты. Несмотря на титанические усилия США по снижению цены, американские двигатели и ракеты все равно остаются запредельно дорогими. Способность Илона Маска делать недорогие ракеты — скорее исключение в этом правиле.

Лишнее подтверждение тому, что со стоимостью американских ракет не все в порядке, — новейшая перспективная ракета SLS, с помощью которой NASA хочет реализовывать проекты любой сложности — от орбитальных до межпланетных. 6 ноября 2019 года стало известно, что стоимость каждого пуска SLS — 2 миллиарда долларов. Нетрудно догадаться, что двигатели для ракеты делала та же компания Rocketdyne, спроектировавшая энергетическую установку для других, менее мощных и тяговитых, но "полностью американских" ракет.

Сборка американских двигателей Rocketdyne F-1

Тут стоит сказать, что никто и никогда не мешал американцам создавать собственные, мощные и дешевые двигатели. Но до середины "нулевых" проблемы с ракетными двигателями американского производства словно и не существовало. Все были заняты своими делами: NASA — научными программами, Пентагон — военными, и никто на российские двигатели в американских ракетах внимания не обращал.

Затем почти из ниоткуда возник Илон Маск, и его идея многоразовости увлекла почти всех, кто занимался развитием партнерских отношений с Россией. Почти сразу же после создания SpaceX и первых полетов Falcon 9 на горизонте замаячила и другая компания — Blue Origin, владельцем которой числится миллиардер Джефф Безос. Маск и Безос почти сразу заявили, что нет никакого смысла в зарубежных ракетах и двигателях, а основатель SpaceX вообще пристыдил американское правительство за использование российских двигателей, попутно не забыв рассказать, сколько на самом деле стоят ракеты, которые заказывает NASA у крупных промышленных компаний.

Впрочем, создать собственные двигатели, которых было бы достаточно для всех типов полезной нагрузки, в США все равно не могут. Даже несмотря на то, что SpaceX давно и без проблем выводит на орбиту спутники с помощью ракет Falcon 9 и двигателей Merlin, с созданием "сверхтяговитого" двигателя Raptor у Маска как-то не сложилось. Он, конечно, поспешил заявить, что все работает даже лучше, чем у РД-180. Но создатель российского космического бестселлера Борис Каторгин усомнился в эффективности двигателя Raptor. После публичного разноса новостей о перспективном двигателе от Илона Маска больше не поступало.

У Джеффа Безоса и его Blue Origin с успехами по части двигателей дела пока не очень. Ситуацию вполне мог бы исправить ракетный двигатель BE-4, но за рамки испытательных пусков программа по его созданию пока не вышла.

Испытания двигателя BE-4 от Blue Origin

Собрав все проблемы воедино, экс-советник спецкомитета Палаты представителей США по разведке Энди Кайзер отметил, что отсутствие прогресса по энергетическим установкам крайне опасно для Америки. Бывший член Конгресса заявил о начале новой космической гонки между Россией и США, упомянув о том, что Россия в этой гонке пока выигрывает.

Энди Кайзер отметил также, что их-за задержек в разработке не только NASA, но и ВВС США по-прежнему зависят от поставок российских двигателей. Как следствие, они вынуждены искать способы нормального взаимодействия с "Роскосмосом". А этого в США как раз и хотят избежать.

В прошлом году двигатели BE-4 производства компании Blue Origin, несмотря на отсутствие полноценной летной конфигурации, уже выбрали в качестве первой ступени для перспективной американской ракеты Vulcan. Эта ракета как раз должна заменить Atlas V, которая использует РД-180. Этого примера достаточно, чтобы показать, насколько сильно американцы хотят избавиться от российских двигателей и как плохо это получается на данный момент.

Эксперт и популяризатор космонавтики Виталий Егоров отмечает, что чисто технически перестать использовать российские двигатели американцы могут уже сейчас.

Если Vulcan без аварий полетит, тогда откажутся. А как New Glenn (ракета, созданная Blue Origin — прим.) полетит, так точно откажутся.

По словам Егорова, Пентагон спокойно может летать на ракетах Илона Маска, но там ждут второго варианта, чтобы была альтернатива. Правда, пока серьезных успехов на этом поприще ни у Илона Маска, ни у Джеффа Безоса нет. Двигатели РД-180 по-прежнему закупаются американской компанией United Launch Alliance, и новая партия из трех единиц была отправлена заказчику в конце октября 2019 года.

Значит ли это, что "Роскосмос" может расслабиться и спокойно жить? Нет. Вероятно, как раз к 2022 году, когда у большинства международных программ между США и Россией истекает срок действия, SpaceX и Blue Origin доведут до ума свои ключевые проекты, включая двигатели BE-4 и Raptor. Именно тогда "Роскосмосу" срочно придется решать, куда и в каких количествах продавать РД-180, спрос на который, вне всякого сомнения, резко упадет в случае американского триумфа.

Но, если говорить откровенно, желающих купить РД-180 много и без США. Взять хотя бы Индию и Китай — две крупнейших страны, активно вкладывающие деньги в развитие космонавтики. В целом отказ США от двигателей РД-180 — вызов для "Роскосмоса", однако катастрофической ситуацию с логичным переходом американцев на свои технологии назвать нельзя.

Инженер-конструктор ракетно-космической техники, кандидат технических наук Андрей Заруцкий отметил, что в 2020 году наверняка станет известно о крупных экспортных контрактах на российские жидкостные ракетные двигатели.

У Индии и КНР сейчас проблема импорта высоких технологий стоит очень остро. Они много делают сами, но есть базовые решения, которые проще закупить уже в готовом виде. Тем более, что с Россией у этих стран традиционно хорошие отношения. Если правильно договорятся, то проблема экспорта российских двигателей после отказа США снова будет закрыта на ближайшие несколько лет.

Говорить о хороших перспективах РД-180 можно хотя бы потому, что космические программы Индии и КНР максимально амбициозны. В них включается не только развертывание крупных спутниковых группировок гражданского и военного назначения, но и более масштабные проекты — орбитальные станции и многое другое. А это значит, что продавать ракетные технологии за приличные деньги есть куда.