Статьи

Расширить клуб кавалеров: кого и как в России надо награждать орденами

Расширить клуб кавалеров: кого и как в России надо награждать орденами

В Москве президент Владимир Путин принял председателя КНР Си Цзиньпина и наградил орденом Святого апостола Андрея Первозванного, сделав главу китайского государства восемнадцатым кавалером с момента восстановления ордена 1 июля 1998 г. Всего же в мире сейчас пятеро андреевских кавалеров: Н.А. Назарбаев, М.С. Горбачев, С.К. Шойгу, Ю.Н. Григорович и теперь Си Цзиньпин. Дометий Завольский предлагает расширить клуб кавалеров и объясняет, как можно было бы поменять иерархию исторических орденов России.

Награждение главы КНР возражений не вызывает. Это вековая дипломатическая практика, разделявшаяся Российской империей и существующая по сей день. Первоначально ордена возникли не как награды в привычном нам смысле, а как учрежденные монархами почетные союзы, клубы для избранных вельмож, знатных родичей и союзников.

В 1896 г. орденом св. Андрея Первозванного был награжден император Китая Гуансюй – Россия начинала большую геополитическую игру в Тихоокеанском регионе и искала партнерских отношений с Китайской империей.

Проблема восстановленного в Российской Федерации ордена св. Андрея не в дискуссионности того или иного награждения, а в том, что редкими и бессистемными награждениями не создан клуб кавалеров, как и до сих пор не выработана логика причисления к нему.

По сути, с 2008 г., когда были награждены юбиляры Сергей Михалков и Даниил Гранин, об ордене вовсе забыли. Только в 2011 г. президент Дмитрий Медведев отметил им Михаила Горбачева в связи с 80-летием, а в 2014 г. после крымской операции кавалером первого постсоветского ордена св. Андрея с мечами стал Сергей Шойгу. Лишь 24 мая 2017 г. вновь появился неполитический кавалер – балетмейстер Ю.Н. Григорович. Теперь, после кончины Д.А. Гранина, он остался таковым один.

Не были награждены высшим орденом России, например, И.А. Моисеев, М.Л. Ростропович, Б.А. Покровский, Б.Е. Черток, М.М. Плисецкая, А.В. Баталов, хотя такое решение по разным резонам напрашивалось. Когда еще случится вписать в число кавалеров высшей награды столетнего классика, создавшего собственный жанр, подобно Игорю Моисееву? Возможно ли найти дату, сопоставимую с 50-летием первого полета человека в космос, и отметить последнего из ключевых участников этого события, каковым был Борис Черток? Это нужно было не им, а старейшему русскому ордену как государственной институции, восходящей к 1698 г. и до сих пор не возрожденной вполне. Хотелось бы надеяться, что награждения Юрия Григоровича и Си Цзиньпина станут шагами к настоящему восстановлению ордена св. Андрея Первозванного.

Еще одним шагом могло бы стать возвращение ему исторического облика. На звезду следовало бы вернуть золотой медальон с черным орлом вместо "российско-федеративного" красного с золотым, а также историческое написание девиза "За веру и верность" не по новой орфографии, а через два ятя. В конце концов, никому не приходит в голову заменить на британском гербе и высшем английском ордене Подвязки французские девизы (не вполне понятные за древностью лет) на что-нибудь английское, актуальное и кристально ясное.

С другими высшими орденами Российской Федерации та же ситуация. Орден св. Екатерины (исторически – женский орден для членов императорской семьи и двора) был возрожден в 2012 г. как награда за гуманитарную деятельность. Несомненно, его можно было бы сделать весомейшим российским знаком отличия внутри страны и серьезным орудием дипломатического поприща.

Однако он получил весьма странный "отредактированный" вид. Можно предположить, что взявшиеся за переучреждение ордена попросту не поняли, например, что на орденской звезде изображен символ мученичества св. Екатерины – увенчанная крестом половина колеса. Поэтому звезду снабдили двуглавым орлом, весьма грубо выглядящим в своей неизменности – что на присутственных местах, что на печатях, что на пуговицах, что на акцизных марках. Советская эпоха вряд ли может служить примером изящного обращения с государственной символикой, но красная звезда с серпом и молотом на армейских и флотских кокардах и советский герб на милицейских изображались иначе, нежели на печатях, воротах и трибунах. Можно понять (хоть и не одобрить), зачем девиз на звезде ордена заменили с восходящего к 1713 г. "За любовь и Отечество" на "За милосердие". Но добавленные на поясок с девизом симметрии ради три золотые пятиконечные звездочки (вместо традиционных лавровых ветвей) ничего, кроме удивления и коньячных ассоциаций, не вызывают.

Непонятен и социальный статус ордена, о котором (после первых четырех награждений в 2012 г.) начисто забыли вплоть до недавнего юбилея Н.И. Ельциной. Непонятно и его соотношение с орденом "За заслуги перед Отечеством". Формально он стоит ниже последнего (любой степени), но выше ордена Александра Невского. Практически же исключительная редкость награды, ее царственная история, сами орденские знаки (звезда и широкая лента через плечо для ношения креста) говорят о том, что в иерархии он должен стоять не ниже, чем за орденом "За заслуги перед Отечеством" II ст. (крест со звездой). Полезно было бы не только восстановить первоначальный вид ордена св. Екатерины, но и вернуть ему младшую степень – малый крест для ношения на груди на банте. Тогда он вполне мог бы следовать за орденом "За заслуги перед Отечеством" IV ст. либо нынешним орденом Александра Невского. Называть степени ордена св. Екатерины можно без цифр, как и было исторически: большой крест и малый.

Сходные вопросы вызывает и учрежденный в 2010 г. орден Александра Невского. Вообще-то восходящий к 1725 г. орден св. благоверного князя Александра Невского – вторая по древности (а поначалу – и по весу) "мужская" награда Российской империи. До нововведений Екатерины II так и писали: "Обоих российских орденов кавалер". Впоследствии орден св. Александра Невского занял в иерархии место между первой и второй степенями ордена св. Владимира.

Однако нынешний орден Александра Невского лишен отчего-то не только полного названия, но и звезды, и ленты через плечо, и место занимает ниже ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Фактически (по весу, логике награждений и даже новому дизайну ленты) это аналог ордена Октябрьской Революции, который едва ли не чаще всего давался кавалерам двух и более орденов Ленина для свежести ощущений без понижения в статусе: когда на Героя человек еще не наработал, но "трудовуху кидать" (награждать орденом Трудового Красного знамени) было уже как-то бестактно.

Правильнее всего было бы восстановить первоначальный орден св. Александра Невского, с полным названием и всеми знаками. Однако новый орден за минувшие семь лет вписался в иерархию и обзавелся солидным списком кавалеров. Например, это последняя награда Е.М. Примакова. Разумно сохранить нынешний орден Александра Невского в качестве малого креста, а восстановленный исторический именовать большим.

Наконец, пора уже избавиться от стыдливого грима 90-х. Как ни пытались из ордена "За заслуги перед Отечеством" сделать нечто похожее на единственный орден ФРГ "За заслуги перед Федеративной Республикой", по сути перед нами аналог ордена св. Владимира, учрежденного в 1782 г. Лучше всего было бы объявить орден св. Владимира восстановленным и торжественно вручить кавалерам ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени владимирские инсигнии в замену. После чего награжденные младшими степенями ордена "За заслуги перед Отечеством" представлялись бы уже к следующим степеням ордена св. Владимира.

Иерархия восстановленных (хоть и модернизированных) исторических орденов России, за вычетом всегда обособленного ордена св. Георгия, может выстроиться следующим образом: орден св. Апостола Андрея Первозванного, орден св. Владимира I ст., большой крест ордена св. Александра Невского, большой крест ордена св. Екатерины, орден св. Владимира II – IV ст., малый крест ордена св. Александра Невского, малый крест ордена св. Екатерины. Прочие награды тоже нуждаются в упорядочении. Лучший способ подступиться к современным проблемам – навести порядок в нашем историческом наследии.