Экономики Соединенных Штатов и России находятся в тяжелом положении, однако перспективы у них разные, заявил в интервью "Ленте.ру" финансовый аналитик Михаил Беляев.
Несмотря на то, что журналист Дэвид Голдман в колонке для CNN сравнил американскую экономику со "смывным бачком", предрекая ей рецессию, Беляев полагает, что хоронить экономику США рано. Он называет ее мощной и упругой, хотя в последнее время в ней действительно накопилось много проблем. Эксперт подчеркивает: Вашингтон, вероятно, не предусмотрел, что антироссийские санкции рикошетом ударят по США, однако и это стало не "последней каплей", а, скорее, "тяжелой дополнительной гирькой, которая обнажила и спровоцировала текущее состояние экономики" Штатов.
Для восстановления экономики Вашингтону предстоит побороть расхожее заблуждение о том, что можно добиться ее нормализации, подавив инфляцию. Нужно, наоборот, сосредоточиться на "стимулировании экономики и продолжать напрямую воздействовать на нее". Кроме того, следует расстаться с мечтой о мировом господстве.
Что касается российской экономики, то сейчас она стоит на "паузе", что обусловлено ее перестройкой. Невзирая на серьезный вызов, у страны есть опора и фундамент, на основе которых возможно экономическое развитие.
"Экономика России продемонстрировала большую устойчивость к санкциям. Может быть, она до этого и не выглядела такой привлекательной — ее обвиняли в том, что повышен государственный сектор, и что мы перетяжелены добывающими отраслями промышленности, и что у нас есть много импортных компонентов для передовых отраслей экономики".
Недостатки российской экономики оказались ее сильными сторонами, заявил экономист. Например, речь идет о госсекторе, который, как выяснилось, не настолько сильно зависит от внешней конъюнктуры, опираясь на бюджет. При этом на внешнеэкономическом рынке российские добывающие отрасли чувствуют себя достаточно хорошо. Освободившуюся после ухода иностранных компаний нишу готовы занять многие отечественные фирмы. Внешняя сфера, объяснил Беляев, "не обрубается, а переориентируется с Запада на Восток":
"Мы видим, хотя бы по нефти, что закрылась Европа, но открылась Индия, и она закупает с лихвой этой нефти. Закрытие западных рынков, конечно, для нас неприятно, но по факту просто меняется вектор, мы начинаем поставлять в Юго-Восточную Азию, не говоря уже о том, что она имеет более заметные перспективы развития, чем Запад".
Он напомнил об интересах России в Африке, чья экономика, "просыпается" сейчас, а также о растущих рынках Индонезии и Малайзии, тогда как европейский рынок фактически остановил свой рост. И если России необходимо переориентировать экономику с учетом расширяющихся возможностей, то США, наоборот, придется подстраиваться под сужающиеся рамки на мировой арене.
Как заявлял помощник президента Максим Орешкин, Россия будет строить экономику, открытую к внешнему миру, "социально справедливую". Пока же - в условиях санкций - Россия ведет обособленную экономическую политику, констатировал политолог Михаил Кузнеченков.