Общество

"Как в тюрьму приходишь": как современные школьники сдают ЕГЭ

"Как в тюрьму приходишь": как современные школьники сдают ЕГЭ

27 мая у выпускников всей страны начался Единый государственный экзамен. Школьники уже успели сдать русский язык, математику, литературу и географию. Впереди – иностранные языки, обществознание и история. Ruposters поговорил с непосредственными участниками процесса – учениками, их родителями и преподавателями, и выяснил, во что превратились итоговые школьные экзамены. 

Подготовка

Для выпускников, которые заканчивали школу до тотального внедрения ЕГЭ, подготовка к экзаменам обычно начиналась за полгода. Сейчас школьники, планирующие поступить на бюджетное место в приличный вуз, начинают готовится к экзаменам уже с сентября. Денис Л., отец 17-летней школьницы из Москвы, рассказал, что его дочь готовилась к ЕГЭ вообще весь год, без каникул и выходных. По его словам, это довольно выматывающий процесс из-за существующей системы образования – базовых знаний, получаемых в школе, банально не хватает. В результате ребенок занимался с тремя репетиторами по разным предметам, которые должны были не только подтянуть знания, но и подготовить к экзаменам морально.

В Москве это удовольствие не из дешевых – один академический час стоит около 1500 рублей, а занятия проходят минимум три раза в неделю. В регионах расценки ниже. Можно найти репетитора, который будет заниматься и за 500 рублей в час, но это скорее исключение из правил.

Поступить в серьезный университет без весомого количества баллов физически невозможно, и подростки вместе с родителями готовят "запасные аэродромы", на случай провала одного из этапов. Кроме профильных экзаменов для поступления, они выбирают еще один-два предмета, чтобы можно было подать документы на другую специальность. Например, для поступления в МИИТ дочь Дениса готовилась к сдаче математики, русского языка и физики, а дополнительным предметом выбрала обществознание, чтобы можно было поступить на гуманитарную специальность.

Свободного времени и возможности обдумать свой выбор у ребенка практически не остается. Помимо школьных домашних заданий, надо сделать все, что задал репетитор, и самостоятельно подготовиться к “запасному” предмету.

Обыски на входе

Учительница начальных классов Татьяна К. в разговоре с Ruposters заявила, что самая большая проблема с ЕГЭ заключается в атмосфере самого экзамена. Все начинается сразу на входе в школу, когда детям приходится проходить через процедуру обыска. Попасть на экзамен с телефоном или шпаргалкой практически нереально – обыск в школе теперь серьезней, чем в аэропорту, говорит преподаватель. Если у сотрудников полиции или охранников появится подозрение, что ребенок пытается пронести на экзамен что-то запрещенное, его могут раздеть для проверки.

"Это очень большая проблема, на самом деле. Ребенок приходит на экзамен, а попадает на унизительный обыск", – рассказывает Татьяна.

Основное моральное напряжение Татьяна К. связывает именно с тщательным досмотром на входе, но других вариантов предотвратить списывание нет – учителя не имеют право на обыск во время экзамена.

Строжайшие правила сдачи ЕГЭ серьезно давят на психику школьника, соглашается Денис Л., поэтому родители делали упор на психологическую подготовку. Ребенку рекомендовали представлять, что он готовится к посадке на самолет и проходит все стадии проверки.

"Как в тюрьму приходишь"

Преподаватель Татьяна К. сетует, что выбор экзаменатора проводится в "добровольно-принудительном" порядке. Директор школы утверждает список, а потом учителю приносят заявление, которое он вынужден подписать. Отказаться от этой обязанности практически невозможно. Комиссия не реагирует даже на форс-мажоры. Если преподаватель физически здоров и может присутствовать на экзамене, то он должен там быть.

Татьяна К. рассказала, что ее заставили остаться в школе даже после того, как она узнала о смерти близкого родственника, и ей приходилось заниматься подготовкой к похоронам. Не отпускают и членов комиссии, и проверяющих результаты экзаменов преподавателей. На их работу не влияют ни выходные, ни праздничные дни. Работы школьников проверяют в течении трех дней, и если они приходятся на выходной – это проблема исключительно проверяющих, рассказывает один из членов экзаменационной комиссии. По ее словам, проверка ведется даже 12 июня, т.е. в национальный праздник.

Учителей, присутствующих на экзамене, чаще всего выбирают из начальной школы – считается, что они не смогут подсказать школьникам на экзамене.

"Да это и не реально сейчас, - считает Татьяна. - Шесть лет назад во время экзамена я хоть как-то могла помочь детям - отвернуться в окно, не заметить шпаргалку, задать наводящий вопрос. Сейчас даже это сделать нельзя. Постоянно находишься в поле зрения видеокамеры, и не дай Бог куда-то отойти, сразу по всем каналам бьют тревогу".

В школу, где будет проходить экзамен, учителям необходимо прибыть в семь часов утра. После всех проверок покинуть здание уже невозможно и экзаменатор находится там на протяжении восьми часов. Преподавателям оплачивается только время самого экзамена, который длится четыре часа, в течение которых невозможно даже отлучиться в туалет.

"Выбор школы, где ты будешь принимать экзамен от тебя не зависит. Комиссии все равно, где я живу, тяжело ли мне будет добраться туда. Это, конечно, очень сильно влияет на преподавателя. Меня заставляют там находиться, не обращая внимания ни на мое состояние, ни на что. При этом заставляют быть доброжелательной к детям. А как я буду доброй, если у меня родственник умер, а я должна сидеть здесь?” - жалуется преподаватель Татьяна К.

Экзамен строгого режима

Во время сдачи ЕГЭ напряжены все – и дети, и взрослые. Если для первых поводом для волнения являются оценки, то учителя, среди прочего, переживают за порядок в классе, от которого зависит их материальное положение.

"Любое нарушение регламента карается штрафом", – утверждает Евгения Ю., учительница начальных классов в одной из школ Поволжья. – Если во время экзамена ученик списывает и это попало на камеру, то наказания мы понесем оба – его работу аннулируют, а на меня наложат штраф".

Хуже всего обстоят дела с мобильными телефонами. Несмотря на всю строгость обыска, некоторым школьникам удается пронести в аудиторию гаджеты.

"Был случай, когда я поймала ребенка на фотографировании работы. Тут же ее, конечно, выгнала, потому что если фотография задания попадет в Интернет – ответственность будет на мне. Мало того, что меня принуждают тут сидеть, так еще и штраф наложат из-за нее!” – возмущается Татьяна К.

У детей, которых поймали на списывании, два варианта развития событий. Если учитель отобрал незаконченную работу, то все не так уж и плохо – ребенок может подать апелляцию и пересдать этот экзамен в другой день. Если же его удалили с экзамена, то ЕГЭ для него закончился. Пересдача будет возможна только на следующий год.

Единственные поблажки в нынешней системе есть только у детей, вынужденных заниматься на дому. У школьников, больных диабетом, экзамен проходит на час дольше из-за того, что им приходится прерываться на замер уровня сахара и питание. При этом экзамен они сдают в присутствии учителя, который приходит к ним домой. Все происходящее дома точно так же записывается на камеру, как и в обычном классе, с одной лишь разницей – не ведется онлайн-трансляция.

Системные изъяны

Александра С., студентка одного из государственных вузов, рассказывает, что несмотря ни на что, существующая система далека до идеала. Ее одноклассники, готовившиеся гораздо менее усердно, чем она, “выезжали” на тестировании – им попались более простые варианты вопросов. В результате ученик получает завышенные баллы, не соответствующие его уровню знаний.

Существуют проблемы технического характера. Далеко не все школы оборудованы по последнему слову техники, в результате чего возникают форс-мажоры на экзаменах. Подруга Александры не смогла сдать один из предметов – завис компьютер с программой, в которую надо было вписывать варианты ответа. Никакой вины школьников тут нет, однако им предстоит пересдача. Подобный случай произошел и в Москве на экзамене по немецкому языку. Из-за неисправного микрофона ребенок не смог записать устную часть экзамена, что автоматически означало пересдачу. 

Светлана А., заканчивающая школу в этом году, рассказала Ruposters, что существует проблема с гигантским объемом информации, который надо держать в голове. Экзамены старого образца предполагали оценку знаний, полученных за два последних года учебы. Ученики, сдающие ЕГЭ сейчас, не знают, какой именно период обучения в средней школе будет охвачен на экзамене. Получается, что в течение последнего учебного года на плечи школьников ложится двойная нагрузка – дома они заново проходят программу прошлых пяти лет, а в школе учатся по программе 11 класса.