Политика

И все же без правил

И все же без правил

Очередное заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» прошло 24 октября в Сочи. Заголовок непростой: «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?»

«И все же без правил» — сделали вывод авторы «Эксперта», проанализировав реакцию Запада на сочинское выступление Владимира Путина. Павел Быков, Ольга Власова и Петр Скоробогатый разбирались, почему прямота российского президента не нашла отклика за океаном и чем это чревато.

Сочинская речь Владимира Путина мало освещалась в западных СМИ. Но «ответ» можно понять по публикации в The Washington Post, и по официальной позиции Белого Дома — в выступлении президента России вновь не было ничего кроме лжи, угроз и теорий заговора, а США «не будут отступать от своих принципов». 

Что ж, очередная попытка наладить диалог и установить правила провалилась. Но этого можно было ожидать. Более важно, что теперь ответ услышит весь незападный мир, что, по мнению авторов, и было одной из главных целей Владимира Путина.

Ведь есть по меньшей мере три причины, по которым крайне необходимо, чтобы этот ответ был осознан именно сейчас. Во-первых, украинский кризис, где США ясно продемонстрировали, что никакой глобализации не существует, одна лишь американизация. Во-вторых, ситуация в мире показывает, что США совершенно провалились, как единоличный лидер. В-третьих, сегодня остальной мир уже может и должен разговаривать с Западом на равных.

Вспомните мощнейшее давление, оказанное США на страны Европы ради введения антироссийских санкций. Вспомните, как санкции должны были «отключить» Россию от систем, которые позиционировались как международные: платежные карточные системы, SWIFT. Американские власти не первый год пользуются беспрецедентными полномочиями, которые дают им принятые в США нормы по борьбе с отмыванием денег, для оказания давления конкурирующие с американскими банками финансовыми институтами. Американские спецслужбы, согласно информации Сноудена, активно шпионят даже за собственными союзниками. Все из-за Украины?

На сегодняшний день каждому понятно, что: «В однополярном мире в его итоговом варианте никаких градаций не предусмотрено, там есть лишь США и все остальные.» Но, похоже, европейские государства до сих пор не верят, что могут быть «наказаны» следующими, стоит лишь проявить непозволительное вольнодумство.

Легко проследить, как за два десятилетия Европа практически потеряла политическую свободу. Если в 2003 Франция и Германия осудили США за вторжение в Ирак, то сейчас ни Франсуа Олланд, ни Ангела Меркель не имеют собственной внешнеполитической позиции и вынуждены молча одобрять антироссийские санкции, разрушая все старые европейские связи с Россией. Которые, если подумать, и были одним из факторов, обязывавших США учитывать мнение Европы.

И все бы ничего, если бы не пугающая закономерность — в любом регионе сразу после вмешательства США наступает абсолютный хаос. 

«И дело тут, вполне вероятно, не в какой-то особой американской злонамеренности (хотя, возможно, и без нее не обошлось), все еще хуже — у США просто не хватает ресурсов и умения, чтобы управлять миром.» — констатируют авторы, замечая, что украинский кризис на фоне попыток США втянуть ЕС в проект Трансатлантической зоны свободной торговли настораживает очень многих. Слишком крепкие финансовые связи с экономически мощными США могут привести к новому кризису в шаткой европейской экономике.

Что касается мировой экономики, то новые правила игры мог бы попытаться установить МВФ, если бы только сам не контролировался США. Все основные решения в Фонде требуют одобрения одобрения 85% голосов, поэтому США с их 16,75% по сути владеют правом вето. 

«Недавно глава МВФ Кристин Лагард даже заявила, что готова исполнить танец живота, чтобы добиться одобрения Конгрессом реформы МВФ, однако результата это пока не принесло.» — напоминает «Эксперт».

Поэтому единственным реальным способом как-то повлиять на глобальную экономику остается Банк Развития БРИКС. Вполне естественно, что сотрудничество с развивающимся миром, странами БРИКС и странами Азии стало главным направлением российской внешней политики.

Несмотря на все перечисленное, речь Владимира Путина в Сочи не стала антизападной или антиамериканской. Президент сосредоточился лишь на прямом и понятном формулировании интересов России. Его внешнеполитическую риторику можно назвать жесткой, но не стоит забывать, что это всего лишь реакция на нежелание партнеров прислушиваться к российским доводам.

В сочинском выступлении Владимир Путин не пытался объяснить двойные стандарты и неравноправные отношения непониманием, как было в Мюнхене в 2007. Он дал всем увидеть, что США сознательно игнорируют интересы не только России, но и всех остальных. 

«Помните замечательную фразу: “То, что позволено Юпитеру, не позволено быку”? Но мы не можем согласиться с такими формулировками. Может быть, быку и не позволено, но хочу вам сказать, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Медведь своей тайги никому не отдаст», — так обозначил президент России свое отношение к гегемонии Запада.

Из-за того, что после окончания холодной войны четкие правила международной безопасности не были созданы, теперь мир находится у края, за которым «не баланс интересов и взаимных гарантий, а страх, “баланс взаимоуничтожения” удерживает страны от прямого столкновения». Тем не менее, правила эти все равно рано или поздно будут установлены. Но какой ценой? Будут ли это дипломатические договоренности и компромиссы или серия локальных военных конфликтов и постоянно нарастающее напряжение? 

По мнению авторов, Запад свой выбор сделал. И не в пользу первого варианта.