Как оказалось, война с памятниками — это не эксклюзивный украинский или прибалтийский тренд. Ныне к "борьбе с памятью" подключились и Соединенные Штаты Америки, которые отказались устанавливать ранее уже согласованный памятник погибшим советским и американским летчикам, которые в годы Второй мировой войны перегоняли по программе ленд-лиза самолеты из США в СССР. Владимир Тихомиров вспоминает героев и их истории.
Американский городок Элизабет в штате Северная Каролина в мировую историю вошел благодаря советским летчикам – именно там располагалась авиашкола для советских пилотов, которых коллеги учили нюансам пилотирования американских самолетов. В прошлом году возникла идея увековечить память о советско-американском сотрудничестве и поставить памятник простым пилотам, которые в силу разных причин погибли, перегоняя самолеты по программе ленд-лиза. Расходы на изготовление монумента должна была взять на себя российская сторона, а на благоустройство территории — американская. Вскоре разрешение на установку памятника было получено, был утвержден и проект.
Но наступил 2018 год, и власти американского города Элизабет отказались устанавливать памятник советским летчикам. По результатам нового голосования пять членов городского совета выступили против. Поддержали инициативу только трое. Помешало, по мнению американской стороны, ухудшение российско-американских отношений.
Я понимаю, что речь идет о том, чтобы почтить память героев, погибших в годы Второй мировой войны, - говорит член городского совета Анита Хаммер. - Но времена теперь другие...
"Каталины" из Аляски
Впрочем, и в начале 40-х никто не вел речь о советско-американской дружбе. Недаром дословный перевод термина "ленд-лиз" означает "взаймы или в аренду". Речь идет вовсе не о благотворительности. И неслучайно закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, получил название "Акт содействия обороне США". Власти СССР золотом расплачивались за поставленную военную технику – за самолеты, грузовики, танки.
Один из маршрутов поставки самолетов проходил в глубоком сибирском тылу – через Аляску и Полюс холода шла воздушная линия второго фронта, по которой перегоняли американские боевые самолеты. В основном это были гидросамолеты дальнего действия PBY-5A "Каталина", признанные самой удачной из когда-либо строившихся "летающих лодок".
Выпускавшаяся в течение 10 лет, "Каталина" стала самым массовым в мире гидросамолетом. Фактически было построено столько этих машин, сколько всех остальных вместе взятых. Американские ВВС использовали ее в качестве дальнего разведчика и охотника за подводными лодками. Также "Каталины", сопровождавшие конвои, высаживали десанты, участвовали в спасении экипажей с тонущих кораблей и подбитых самолетов. Кроме того, они могли нести значительный бомбовый груз, а в корпусе мог поместиться мини-госпиталь.
Американцы засекретили проект поставок "Каталин" для русских союзников, присвоив ему кодовое название "Проект "Зебра". Информация об этой операции была рассекречена только в 1992 году – через 50 лет после того, как в рекордно короткие сроки была создана воздушная трасса "Аляска - Сибирь" протяженностью почти 10 тысяч километров от американского штата Монтана через Канаду, Аляску, Берингов пролив и пространства Сибири до Красноярска с цепочкой перевалочных аэродромов и складами с запасами топлива.
Создание авиационной трассы в районах вечной мерзлоты - явление беспрецедентное и для нашего времени, но тогда в распоряжении советских властей была армия узников ГУЛАГа, трудами которых в кратчайшие сроки и были открыты аэродромы.
Перегоночная дивизия
В 1942 году в американском Елизабет-Сити появились подразделения советской 1-й перегоночной авиадивизии, которой командовал Герой Советского Союза, известный полярный летчик и бывший начальник Полярной авиации Главного управления Главсевморпути при СНК СССР, депутат Верховного Совета полковник Илья Павлович Мазурук.
Сохранились его воспоминания о том, как осуществлялась перегонка самолетов по трассе:
В феврале 1943 года ведомую группу из 12 "Аэрокобр" пришлось посадить на замерзшую песчаную косу реки Колымы у поселка Зырянка, поскольку аэродром назначения Сеймчан был плотно закрыт туманом. В Зырянке термометр показывал –46 градусов. Бортмеханик моего лидера-бомбардировщика Дмитрий Островенко призвал на помощь местных жителей. Всю ночь взрослое население Зырянки топило дровами железные печки под накрытыми большими кусками брезента "Аэрокобрами".
Тем не менее с октября 1942 по октябрь 1945 года пилоты 1-й перегоночной дивизии в трудных условиях перегнали по северному маршруту более 8 тысяч крылатых машин. Из них было сформировано 250 авиаполков. Потери за время перегонки составили 44 самолета, при этом погибли 115 летчиков-перегонщиков.
Дорогую цену заплатили и пилоты ВВС США. Число погибших американских летчиков неизвестно, но всего за 1942-1945 годы ими было потеряно 133 самолета.
Нечеловеческие условия
Воздушная трасса Аляска-Сибирь делилась на 5 участков, за каждым из них был закреплен авиаполк.
Счастливчиками считали тех, кто служил в 1 полку – они перегоняли самолеты из США в Уэлькаль (Чукотский автономный округ). Летчик Александр Лисицын вспоминал, что именно в этом полку сложилось настоящее боевое братство с американскими пилотами:
Мы учили их пить спирт. Поначалу наливали в граненый стакан, и они "цедили" его как хорошее вино, а потом падали под стол. А нам - хоть бы что! Молодые все были. И они, и мы друг перед другом хорохорились. Ну, потом мы их научили: ставишь ноги на ширину плеч, рядом ставишь авиамеханика с горстью квашеной капусты, выпиваешь стакан залпом и сразу капусту в рот, да побольше! После этого американцы падать под стол перестали!
Для русских же пилотов любимым развлечением в США были походы в бар на танцы.
К концу танцев у наших летчиков, как правило, из кармана торчал нейлоновый чулок, - местные девушки дарили один и давали обещание подарить второй, если пилот вернется после полетов.
Самым же сложным участком трассы был район Верхоянского хребта с вершинами высотой до 5000 метров без запасных аэродромов, радиомаяков, ориентиров. Даже самые опытные профессионалы во время многочасовых перелетов, зная, что под ними необитаемые земли, горы, безлюдье, замерзая в кабинах при температуре минус 40, 50 и ниже, теряли самообладание, сбивались с маршрутов.
Вот запись в бортовом журнале одного из экипажей "Каталины":
Связи нет. В наушниках сплошной треск. Наш радиополукомпас не берет маяк. Самолет от ледяного панциря отяжелел, скорость снизилась до 190 км. Командир принимает решение пробиваться вниз, что, конечно же, над незнакомой местностью небезопасно. Фонарь кабины обледенел. Журавлев через открытую боковую форточку счищает лед транспортиром с лобового стекла. Второй пилот Николай Шуров занимается этим же, орудуя дюралевой расческой.
По словам Героя Советского Союза Ильи Мазарука, американцы о советском участке говорили так:
По этой трассе могут летать либо сумасшедшие, либо самоубийцы, либо русские.
Жизнь на земле у летчиков АлСиба была столь же некомфортной. Они жили в фанерных бараках, но даже там они были гостями, потому что чаще летали. Некоторые бараки ставили прямо на мерзлую землю. Печурка, кроватки, столики – вот и все.
Стены для сохранения тепла снаружи засыпали землей. И при этом летчики просились летать в перегоночной дивизии. Там служили пилоты высшего класса – они могли самому Чкалову фору дать!
И ведь при этом все до единого знали: сесть на вынужденную посадку - это 100-процентная смерть, - говорит пилот Александр Лисицын. – Тем не менее история сохранила имена настоящих героев, которые смогли выжить в нечеловеческих условиях.
Выжившие, пропавшие, погибшие
Прежде всего, это старшина Дьяков. Зимой 1943 года он был вынужден совершить посадку в районе Верхоянского хребта. Дьякову повезло – он успел сообщить о своем местонахождении. Вскоре его нашли. Но район местности не позволял сесть самолету. И летчик был вынужден свыше месяца идти к ближайшему поселку – один по тайге, отбиваясь от голодного зверья. Все необходимое для жизни ему, по распоряжению комдива, сбрасывали с самолетов. Каждое утро, войдя в штаб, полковник Мазурук первым делом спрашивал:
- Что слышно о Дьякове?
Чуть меньше – всего-то 17 дней – путешествовал по тайге летчик Михаил Федоровых. Правда, авиационное начальство не знало, что он выжил. Никто не следил за его походом, никто не сбрасывал посылки с продуктами, поэтому две недели Федоровых держался только за счет ягод. В конце концов, его в районе Нарьян-Мара подобрали охотники.
Но далеко не всем летчикам так везло. Например, в ноябре 1942 года при перелете группы самолетов из Сеймчана в Якутск на участке 3-го перегоночного авиаполка в районе Берелех произошла очередная катастрофа. Погиб весь экипаж: капитан И.А. Ковылин и стрелок-радист, сержант Н.Д. Борискин. В живых остался только штурман капитан Д.В. Михасев, который смог прыгнуть с парашютом. Останки штурмана случайно обнаружили летом следующего года в нескольких десятках километров от места катастрофы.
На последнем этапе пути потерпел крушение экипаж подполковника Н.П. Романова - в сложных метеоусловиях самолет "Номад" врезался в скалы на северном побережье Норвегии. Известны фамилии погибших: Н.П.Романов, В.Н.Васильев, И.Ф.Мосцепан, А.М.Скворцов, К.Чичкан и Н.Е.Кузнецов. Тела двух последних не были найдены. Остальных приняли за американских пилотов и похоронили в Бельгии. До недавнего времени они считались пропавшими без вести.
Еще одна трагедия произошла 11 января 1945 года. "Каталина", взлетевшая с гидроаэродрома в Элизабет-Сити, рухнула в находящуюся неподалеку реку Пасквотанк. Погибли четверо советских летчиков, а также офицер ВВС Британии.
Американский репортер Джефф Хэмптон писал:
11 января 1945 года гидросамолет поднялся в темноте в воздух с базы береговой охраны в Элизабет-Сити… На борту было восемь летчиков. Пункт назначения — Россия. Вскоре после подъема в воздух самолет накренился и упал в реку Пасквотанк, при этом погибли пятеро находившихся на борту, в их числе и Валентин Левин. Пилот и еще трое выжили…
Маршрут в пол-экватора
Летом 1944 года в составе 1-й перегоночной дивизии появилась еще одна спецгруппа, которой руководил подполковник Максим Чибисов. Ему была поставлена особая задача - освоить новый южный маршрут Элизабет-Сити - Севастополь в 18 тысяч километров.
На этом полукругосветном пути гидросамолеты, предназначенные для Черноморского флота СССР, должны были лететь из США в Бразилию, чтобы пересечь Атлантический океан в самой узкой его части. Затем трасса шла над странами Северной Африки и Ближнего Востока и через воздушное пространство Ирана сворачивала в направлении Поти или Баку, откуда гидросамолеты перебрасывались в Севастополь. Полет длился более 100 часов, вместе с остановками - не менее недели.
По этому маршруту "летчики-перегонщики" доставили для Черноморского флота 185 "Каталин".
Но подробности их перелетов до сих пор не рассекречены.