Уже в 2025 году беспилотники в России должны выйти на дороги общего пользования без инженера-испытателя в салоне, а потому встал вопрос об ответственности в случае дорожно-транспортных происшествий. Как сообщает телеграм-канал "Беспилот", Минтранс предлагает возложить на владельцев техники основную гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый жизни, здоровью, имуществу, третьим лицам и среде.
Исключение – ситуации, когда владелец машины сможет доказать, что вред причинён вследствие "непреодолимой силы или умысла потерпевшего". Также у него останется шанс переложить ответственность на производителя автомобиля, но для этого придётся доказать, что всему виною конструктивные недостатки.
"Если виновато окажется некачественное техобслуживание, то вина ляжет на дилера. Может достаться и диспетчеру, который должен дистанционно мониторить состояние машины", – продолжают авторы "Беспилота".
Допускать беспилотники на дороги будут при наличии "бортового устройства регистрации событий" и системы, дистанционно переводящей машину в "состояние минимального риска" – по нажатию кнопки автопилот должен остановить машину на обочине и отключиться.
Для беспилотников предусматриваются учёт в ГИБДД и регулярное ТО, а на тех участках дорог, где проходят маршруты перевозки опасных грузов, им передвигаться вообще запретят. Более того, машинам с автопилотам разрешат ездить только по тем дорогам, у которых есть "цифровой двойник" – например, по трассе М-11.
Ожидаются и поправки в закон об ОСАГО, согласно которым оформлять ДТП с беспилотником нужно будет только при участии сотрудника ГИБДД, "европротокол" в этом случае исключён. Страховщики смогут запрашивать информацию о "бортовом устройстве" и подавать иски против владельцев, вовремя не обновивших софт.
Сейчас проект закона только проходит стадию согласования, после этого он поступит в правительство, затем в Госдуму. По плану Минтранса, закон вступит в силу 1 сентября 2025 года.