Месячная зарплата обычного работника в России за последний год составила 35 тысяч рублей — столько в среднем он получает на руки. Причем доход в передовых и отстающих отраслях отличается в три раза. Самую высокую зарплату получают специалисты шести отраслей. На первом месте оказалось "Рыболовство и рыбоводство", где почти треть работников с зарплатой выше 100 тысяч рублей в месяц. Следом расположились финансы, добыча полезных ископаемых, IT, профессиональная и техническая деятельность, а также научная деятельность. Тех, кто получает больше 100 тысяч рублей, в стране всего 7,2%. Дмитрий Лекух разобрался в цифрах и решил объяснить, какой из этого вообще следует вывод.
Довольно любопытное исследование по заказу коллег из РИА Новости провели эксперты РИА Рейтинг, которые, основываясь на данных Росстата, подсчитали т.н. "медианную" зарплату в разных отраслях отечественной экономики. Сразу заранее отведу в сторону обвинения, что опубликованные данные весьма приблизительны. Во-первых, в исследовании рассмотрены зарплаты только постоянных сотрудников крупных и средних организаций, а они традиционно слегка отстают "по рынку труда", что компенсируется в глазах работника относительной надежностью договора, а зачастую и "соцпакета". Во-вторых, не учитываются там и т.н. "допвыплаты" и бонусы. Я уж не говорю про всевозможные конверты и иные многочисленные схемы, которые иногда тотально накрывают целые отрасли (многострадальная лесная промышленность тут, пожалуй, самый яркий пример). Но, несмотря на все эти многочисленные красоты отечественного рынка труда, будем честны: в последние годы их можно рассматривать скорее как флуктуации, на макроуровне если и искажающие картину, то не сильно значительно. Ну, сдвинется та самая "медианная" зарплата процентов даже на десять, допустим, в сторону роста. Ну и что?
Ничего, кроме небольшого предмета для гордости докладчиков наверх это все равно не даст. Это, в общем-то, аксиома, доступная для понимания студентов-первокурсников экономических вузов. Несбалансированная экономика, вне зависимости от того, экспортно или импортно она ориентирована, без устойчивого баланса внутренними рынками все равно всегда крайне уязвима, особенно в условиях кризиса. Что, кстати, кризис, связанный с пандемией COVID-19, совершенно блистательно доказал: все мифы относительно мировой кооперации и солидарности как-то развеялись сами собой.
А устойчивый внутренний спрос при доходах населения на уровне "чтобы не спадали штаны" создать ни практически, ни теоретически невозможно. Как ты рынки ни разогревай и ни стимулируй. И какой ты только режим льготной ипотеки при этом от имени государства ни включай.
Для начала несколько цифр, чисто для иллюстрации. Итак, согласно результата проведенного экспертами РИА Рейтинг исследования, среднестатистический работник в России в 2020 году получал зарплату в размере 35 тысяч рублей "чистыми" (после вычета налогов) в месяц. При этом есть довольно серьезные расхождения не только по регионам, но и по отраслям: так, к примеру, медианная зарплата в отрасли "добыча полезных ископаемых" примерно 65 тыс. рублей, что почти в 3 раза выше, чем у "легкой промышленности", где медианная зарплата по стране составляет всего 20,5 тыс. рублей в месяц. А вот, пожалуй, самое главное: перспектив для роста зарплат в настоящее время, как считают авторы исследования, на отечественных рынках труда просто нет. Процитирую:
Кризис, вызванный пандемией, будет заметно влиять на рынок труда. В среднесрочной перспективе рост зарплат будет лишь немногим превышать инфляцию, а в отдельные кварталы может даже наблюдаться снижение средних зарплат в стране. При этом разница в зарплатах между отраслями и внутри отраслей вряд ли существенно сократится.
И, к сожалению, этот путь именно для нашей страны и в настоящее время — в никуда. И это никакие не мрачные конспирологические пророчества, а вполне объективный анализ. Просто хочу напомнить, что именно об этом говорил президент, прямо ставящий задачи по росту благосостояния населения как прямому результату реализации национальных проектов. По дороге, видимо, "проектировщики" как-то традиционно постарались об этом аккуратным образом подзабыть. А напрасно.
Как подсказывает мрачный опыт карьерной судьбы отдельных отечественных персонажей, о некоторых поставленных задачах Владимир Путин старается не забывать никогда — особенно когда забывать об этом и себе, и государству дороже.
Тут все просто. С той структурой управления экономикой, которая есть у нас в стране, ее ориентация на внешние, экспортные рынки без балансировки спроса на внутренних уже перестает быть проблемой чисто экономической, превращаясь в проблему национальной безопасности государства.
Да, нам ее сейчас пока удается — слава госзаказу! — временно решить за счет больших инфраструктурных проектов, а в недалеком будущем еще и глобальных энергетических проектов (тот же Ямал, а в недалеком будущем еще и не менее богатый Таймыр). Которые, по цепочке, как и предприятия ВПК, еще и грузят заказами огромное количество "смежников". Но это, при всем уважении, не более чем костыли: без качественного роста уровня жизни населения необходимый для радикального роста экономики разгон внутреннего спроса практически невозможен, что бы вам про это какой-нибудь Силуанов ни говорил.
И именно качественный рост уровня жизни населения, как бы ни крутились хорошо упитанными задницами на президентской сковородке наши экономические начальники что во власти, что в бизнесе, и является на сегодняшний день главной задачей, от решения которой прямо зависит будущее гигантской ядерной и энергетической сверхдержавы.
Это звучит как-то совсем банально, но хозяином всей этой мощи является не народившееся в "святые девяностые" сословие экономических генералов, а простой российский народ. По крайней мере если верить свежепринятой Конституции. И как-то нелепо и не очень правильно выглядит, когда этот самый хозяин земли русской дотаскивает ношеные штаны.
Кстати, оттого как-то предельно странно слышать, что Министерство финансов Российской Федерации собирается еще и секвестировать госпрограммы "Финансирование обороноспособности страны", "Развитие оборонно-промышленного комплекса" и "Обеспечение государственной безопасности". В том числе и потому, что лишившиеся из-за этого работы люди вряд ли повысят уровень не слишком обильной медианной зарплаты. Про какие-то более далеко идущие последствия я тут даже и не говорю.
Впрочем, у Минфина всегда свои представления о прекрасном, и с реальной экономикой страны они не так часто пересекаются. Ничего особенного, смею напомнить, что "экономика" и "финансы" — это и в уважающих себя высших учебных заведениях разные специальности, с разной даже методологией обучения. Что уж тут про реальную-то экономику говорить.
У экономики страны и финансового ведомства сейчас и задачи-то разные: у бухгалтеров самое главное всегда — "сбалансированный баланс", нечто близкое к мокрой воде или соленым слезам. А экономике сейчас нужен рывок, который – ну, аксиома же! – невозможен без двух вещей: реиндустриализации промышленности на уровне нового технологического витка и качественного роста жизни населения. Причем не элитного класса, у них и так все в порядке, а именно массового слоя, только и способного потребительские рынки разгонять.
И это пока только про экономические вызовы. То, что это вызов еще и социальный, особенно при нашем нынешнем уровне расслоения материального благосостояния населения и не всегда адекватного поведения разнообразных представителей элит, говорить даже неловко. Это наша, как государства, еще одна очевидная уязвимость.
Что еще особенно удивительно: во всей этой проблематике нет вообще ничего принципиально нового. По крайней мере тот же президент Путин говорит об этом достаточно регулярно. И вот что хотелось бы понять: слышим ли его при этом только мы, журналисты. Или на этот раз все-таки эта скрипучая вертикальная махина начнет вменяемо воспринимать сигналы собственного головного мозга и начнет предпринимать реальные усилия для того, чтобы гражданам было все-таки не так стыдно смотреть на уровень хотя бы этих самых медианных зарплат.