Общество

Большая сила, но небольшая ответственность. Как иностранные IT-гиганты притесняют региональных конкурентов?

Большая сила, но небольшая ответственность. Как иностранные IT-гиганты притесняют региональных конкурентов?

В конце июля компания Slack обвинила Microsoft в злоупотреблении доминирующим положением, поскольку вместе с пакетом Microsoft Office IT-гигант устанавливает конкурента Slack — корпоративный мессенджер Teams. А чуть позже выяснилось, что другой "цифровой монстр", Amazon, под обещание будущих инвестиций собирал идеи стартапов и выпускал свои продукты на их основе. Это не первые случаи, когда крупные технологические компании, пользуясь своим влиянием и монопольным положением на рынке цифровых технологий, тормозят или уничтожают развитие конкурентов и перспективных разработок. Перед властями многих стран, заинтересованных в развитии собственной IT-отрасли, встает вопрос: как защитить ее от иностранных корпораций и как поддержать локальных игроков?

В последнее время крупные транснациональные IT-компании уже несколько раз обвинялись в недобросовестной конкуренции. Разработчики приложений и основатели пока еще небольших стартапов жалуются и на те сборы, которые они вынуждены платить за размещение в магазинах Apple и Google, и на то, что цифровые гиганты крадут перспективные идеи для создания аналогов их продуктов. Например, американское издание The Information недавно опубликовало расследование о том, как Google с помощью своей операционной системы Android годами собирал данные о пользовательском поведении в приложениях, не принадлежащих компании. Эту информацию техногигант использовал для вывода собственного продукта: в частности, YouTube изучил, как индийская аудитория использует TikTok, чтобы учесть полученные данные перед запуском собственного приложения на этом рынке.

Защита от удушающего приема

Большая власть, сосредоточенная в руках IT-монополистов, позволяет им без особого труда "душить" талантливых разработчиков. Они либо покупают стартапы и их технологии, либо продвигают свои продукты, создавая для них особые преимущества. Государства, которые хотят сохранять и развивать свою высокотехнологичную отрасль, вынуждены вступать с неравную борьбу с технологическими монстрами, вводить специальные антимонопольные меры. Расследования по делам Google инициировали в Индии, Южной Корее, Бразилии и Мексике. Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защиты потребителей (ACCC) по итогам ряда антимонопольных расследований в отношении Google и Facebook* разработала "Программу требований для цифровых платформ 2020-2025", призванную определить уровень конкуренции на цифровом рынке, распределение сил и порядок слияний и поглощений компаний.

В Европе главным оружием против IT-монополистов на данный момент остаются штрафы. Так, в 2017 году Европейская комиссия потребовала от Google рекордную сумму в €2,42 млрд ($2,68 млрд) за злоупотребление доминирующим положением на рынке поисковых систем. И этот штраф не первый: общая сумма отчислений Google в казну Европарламента за нарушение антимонопольного законодательства уже достигла €8,2 млрд. При этом в начале июля заместитель главы Еврокомиссии Маргрете Вестагер заявила о том, что ЕС намерен ввести меры по ужесточению контроля над американскими компаниями, в том числе Google, Amazon и Facebook*. Прежде всего, IT-гигантов хотят обязать соблюдать нормы конкуренции и принудить к выплате налогов.

За океаном начали осознавать угрозу своих же IT-корпораций только сейчас. Министерство юстиции США готовит одно из самых громких и масштабных расследований в отношении Google. Ведомство имеет претензии к доминирующему положению компании в рекламном бизнесе и чрезмерно большому контролю в этой сфере. А осенью должно завершиться антимонопольное дело против Amazon, Apple, Facebook*, которое началось в июне 2019 года для оценки их конкурентной политики. По результатам слушаний подкомитет Министерства должен предоставить предложения, направленные на обновление антимонопольного законодательства.

Политику техногигантов критикуют не только их небольшие конкуренты и органы власти, но и известные IT-деятели. Основатель Tesla и SpaceX Илон Маск обратил внимание на доминирующее положение компании Amazon. По мнению бизнесмена, во избежание монополизации на рынке e-commerce, интернет-компанию нужно разделить. А создатель Telegram Павел Дуров призвал ограничить власть магазинов приложений: по его мнению, сегодня большинство разработчиков по всему миру находятся практически в рабстве у Apple и Google. После расходов на непосредственно создание приложения "стартаперы" должны платить AppStore и Google Play значительные отчисления в размере 30% от выручки. В итоге IT-монополисты получают миллиарды, а локальные разработчики находятся на грани экономического выживания. И хотя Apple попыталась оправдаться тем, что у других магазинов (Google Play, Amazon Appstore, Samsung Galaxy Store и Microsoft Store) процент комиссии такой же, разработчикам это погоды не сделает. Фактически Apple была одним из первых основателей магазинов приложений, поэтому компания сама и задала эту сумму как стандарт изначально. Никаких изменений в свою политику IT-гигант вносить не собирается, и небольшие стартапы продолжат банкротиться.

Перейдя от слов к делу, 30 июля принадлежащий Дурову Telegram подал на Apple официальную антимонопольную жалобу в Европейскую комиссию. Команда мессенджера требует, чтобы у пользователей iOS появилась возможность скачивать приложения из сторонних источников, минуя "яблочный" магазин приложений.

На воре и шапка горит

В то время как одни IT-гиганты наживаются на отчислениях конкурентов или поглощают их, Amazon пошла еще дальше. Газета Wall Street Journal ранее сообщала, что более 20 предпринимателей обвинили техногиганта в воровстве технологий. Они говорят, что компания Безоса под предлогом переговоров об инвестициях выясняла, как работает технология стартапа, а потом отказывалась от вложений и спустя какое-то время “выкатывала” собственный продукт с аналогичной технологией.

Либо же Amazon действительно вкладывала средства в компании и, получив доступ к информации и технологиям, создавала сервисы, с которыми стартапы не могли конкурировать из-за размера техногиганта. В некоторых случаях запуск продукта Amazon просто разрушал бизнес, в который она инвестировала.

Со схожей проблемой (нарушения конкуренции и ущемления интересов) в своё время столкнулась российская "Лаборатория Касперского". В 2018 году компания получила от уже упомянутого Apple уведомление о том, что приложение "Kaspersky Safe Kids" для iOS не удовлетворяет требованиям правил для приложений, размещаемых в AppStore, хотя ранее данное приложение около трех лет размещалось в App Store и удовлетворяло всем условиям. При этом кампания Apple по внесению изменений в правила для приложений совпала с запуском программы "Screen Time" - базовой утилиты для устройств под управлением iOS. Эта программа собственной разработки является аналогом "Kaspersky Safe Kids".

Из России с любовью

Россия, как и другие страны, обеспокоена сложившимся положением на глобальном и местном IT-рынках и стремится поддерживать своих разработчиков как с помощью антимонопольного законодательства, так и создавая льготы для российских компаний. Федеральная антимонопольная служба принимает меры по борьбе с антиконкурентной политикой глобальных цифровых гигантов и в настоящий момент прорабатывает "пятый антимонопольный пакет", призванный усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики. Основная проблема заключается в том, что иностранные корпорации не торопятся открывать свои представительства в России, что осложняет выстраивание диалога с ними, равно как и их налоговое регулирование. Однако успешные прецеденты все же существуют: в 2017 году ФАС обвинила Google в нарушении конкурентного законодательства и приказала корпорации разрешить предустановку других поисковых систем на смартфоны Android в России. Таким образом регулятор ограничил один из важнейших факторов доминирования Google на рынке поисковых систем – наличие её приложения на смартфонах по умолчанию. IT-гиганту также пришлось создать экран выбора для всех Android-устройств на российском рынке, чтобы пользователи могли выбирать поисковую систему при следующем обновлении ПО. Такие жесткие меры позволили российскому конкуренту - Yandex - увеличить свою долю на российском рынке поиска на 20%.

В то же время российская политика в сфере IT направлена не только на защиту локальных игроков от притеснений со стороны иностранных корпораций, но и на создание комфортных условий для развития собственных цифровых технологий. 31 июля президент подписал закон о налоговом маневре для IT-отрасли. Действующий льготный тариф страховых взносов для IT-компаний будет бессрочно снижен вдвое, а ставка налога на прибыль составит 3% (для остальных – 20%). По ожиданиям индустрии, эти меры не только позволят отечественным разработчикам эффективно развиваться на внутреннем рынке, но и дадут значительный стимул экспорту российских разработок.

  • * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ