В Москве открылся новый вокзал. В последний раз такое случалось 103 года назад — царские инженеры в революционных условиях успели довести до ума Брянский вокзал, известный ныне как Киевский. Он стал десятым в городе — еще условно существовал Нижегородский вокзал, к тому моменту уже низведенный до уровня сортировочной станции, а позже и вовсе демонтированный. Теперь же, впервые в истории, в Москве десять полноценных вокзалов — больше, чем в любом городе Европы. Сергей Кузнецов — о том, почему Восточный вокзал — это только начало.
Небольшой, но полезный
Расположенный в Восточном округе Москвы одноименный новый вокзал — это современное транспортное сооружение европейского типа. Он выглядит существенно компактнее исполинов типа Ленинградского или Киевского вокзалов, но свои функции выполняет исправно. Значимость размеров вообще преувеличена — так, станция "Выхино" в 10 раз более загружена, чем Ленинградский вокзал, хотя масштабы этих сооружений, мягко говоря, несопоставимы.
Сейчас через Восточный проходят 24 пары поездов в сутки. Это "Ласточки" и "Стрижи" из Москвы до Нижнего Новгорода и Иванова, а также транзитные поезда, связывающие север (Санкт-Петербург, Мурманск) и юг (Волгоград, Анапа и т. д.) европейской части России. Надо помнить, что транзит в Москве — это всегда высадка примерно половины пассажиров и посадка такого же количества.
Для этих пассажиров нужны инфраструктура и городской транспорт. Одновременно с Восточным открыт второй вестибюль на станции Московского центрального кольца (МЦК) "Локомотив" — теперь связка поездов дальнего следования с метрополитеном стала естественной и удобной. Вплотную к новому вокзалу подходит Северо-Восточная хорда, которую скоро соединят с Ярославским шоссе в районе Ростокино, тоже совсем еще нового транспортно-пересадочного узла. Парковка у вокзала небольшая, но и трафик там пока не самый активный.
Прибывающие в Москву пассажиры получают возможность быстрее добраться до места назначения. Старые вокзалы тоже расположены возле станций метро, но с чемоданом и сумками зайти на "Киевскую" или "Комсомольскую" — квест не для слабонервных.
Курский вздохнет свободнее
Многим непривычно видеть вокзал так далеко от центра (хотя от расположенной здесь же "Черкизовской" до Кольцевой линии всего четыре остановки) — остальные вокзалы соседствуют с Кольцевой линией. Между тем изначально, по еще дореволюционным градостроительным планам, московские вокзалы строились практически на окраинах, Нижегородский так вообще за пределами Камер-Коллежского вала (примерно совпадает с Третьим транспортным кольцом). В XIX веке никому не приходило в голову направлять потоки пассажиров сразу в центр. А потом Москва росла, росла и выросла — былая окраина стала самым что ни на есть центром. Курский вокзал находится непосредственно на Садовом кольце, остальные — лишь немногим дальше от Кремля. В этом смысле расположение Восточного — возврат к традициям.
Нагрузка на транспортные коммуникации в центре огромная, притом что подавляющему большинству прибывающих пассажиров нужно добраться в спальные районы или вообще в область. То есть этот трафик — "паразитный", не имеющий никакого логистического смысла и только мучающий людей, как прибывающих в город, так и спешащих на работу. Связка вокзала с МЦК в этом смысле выглядит гораздо логичнее.
Поэтому так важен еще один плюс открытия Восточного — существенное (на 35%) освобождение перегруженного Курского вокзала, а с ним и соседних станций метро. Курский — единственный в Москве, кто полноценно обслуживал два направления: восточное (на Нижний Новгород, Казань) и южное (Курск, Белгород). Теперь доля южных поездов снизилась до минимума. Разгрузится и маленькая, но очень важная платформа Каланчевская (на Комсомольской площади, близ трех вокзалов), которая уже задыхалась от транзитного трафика. К тому же через Курский вокзал проходят сразу два Московских центральных диаметра — один уже функционирует, другой будет запущен в скором времени. При прежней нагрузке на вокзал открыть движение из Апрелевки в Железнодорожный было бы невозможно.
Вокзалов будет больше
Надо понимать, что Восточный — только начало долгого пути разгрузки центра Москвы от огромного потока транзитных пассажиров и тех, кому в этот центр совсем не нужно. Существуют проекты строительства вокзалов в Москва-Сити (на основе станции "Шелепиха"), в Карачарове (практически на месте бывшего Нижегородского вокзала — между прочим, второго в Москве после Николаевского). Может появиться мини-вокзал в составе транспортно-пересадочного узла "Петровско-Разумовская". Идет также речь о строительстве перехватывающих мини-вокзалов практически на всех железнодорожных ветках, ведущих в центр Москвы.
Многие из этих планов будут зависеть как раз от результатов замера эффекта Восточного: как изменится трафик в метрополитене и на наземном транспорте, какими будут отзывы пассажиров и специалистов. Первые отзывы, впрочем, уже есть: мы видим передовой вокзал, идеально приспособленный для маломобильных пассажиров, с предельно понятной навигацией. Отдельная фишка — аромамаркетинг ("Мы хотим, чтобы вокзалы обладали приятным запахом", — сказал глава РЖД Олег Белозеров). Облагорожено и окружающее пространство. Раньше здесь был пустырь, который обжили сомнительные граждане с пониженной социальной ответственностью; сейчас там чисто, аккуратно и безопасно, так как проделана большая работа по благоустройству территории.
Сергей Собянин продолжает активно развивать московский транспорт, причем происходит это на огромной скорости. С точки зрения логистики столица десятилетней давности и нынешняя — просто два разных города. Что ж, путешествуйте по России, следуйте московской навигации, и все будет хорошо!