Статьи

Советский Союз в деталях: кто помог авторам сериала "Чернобыль" воссоздать эпоху

Советский Союз в деталях: кто помог авторам сериала "Чернобыль" воссоздать эпоху

4 июня вышла последняя, пятая серия мини-сериала HBO "Чернобыль", который заслужил высокие оценки как зрителей, так и профессиональных критиков. Его характерной особенностью стало тщательное воссоздание быта 1986 года. Ни один из зарубежных фильмов про советскую эпоху пока не приблизился к "Чернобылю" по степени проработки деталей. Евгений Антонюк рассказывает, как работавшая над фильмом команда смогла достоверно показать на экране исчезнувшую почти 30 лет назад страну и чем руководствовались его создатели во время работы.

Источники 

Сценарист Крейг Мэйзин до последнего времени был известен как создатель ряда более-менее успешных молодежных комедий. Он написал сценарии к фильму "Без чувств", нескольким частям "Очень страшного кино" и "Мальчишника". Серьезных драматических работ в его послужном списке не было.

Сценарист Крэйг Мэйзин. По его словам, "Чернобыль показал худшее, на что способная политическая система, и лучшее, на что способны отдельные люди"

Чернобыльской темой сценарист заинтересовался в 2014 году. Читая материалы по катастрофе, Мэйзин в один момент неожиданно понял, что совсем ничего не знает о причинах этой страшной аварии. Исключительно из праздного интереса он взялся восполнять этот пробел. Но в процессе его так увлекли истории людей, которых затронула эта катастрофа, что он загорелся идеей сделать об этом фильм.

Можно выделить три основных источника, которые были использованы в процессе создания сериала: официальные документы разного рода комиссий, расследовавших катастрофу, воспоминания свидетелей аварии и ликвидаторов, а также впечатления от поездки в Чернобыльскую зону отчуждения.

Документы расследований были необходимы для того, чтобы разобраться, что все-таки произошло ночью 26 апреля 1986 года, и восстановить хронологию событий. Три разных организации проводили свои расследования причин аварии: государственная комиссия, созданная сразу после катастрофы, комиссия Госатомнадзора, а также Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности при МАГАТЭ. Все они пришли к различным выводам, и общепринятой версии причин катастрофы так и не появилось. 

Кроме того, в работе над фильмом использовались материалы суда, на котором выжившие Брюханов, Фомин и Дятлов были признаны виновными и приговорены к 10 годам заключения.

Мэйзин прочитал огромное количество воспоминаний свидетелей аварии и ликвидаторов. Значительная часть из них была доступна только на русском языке, поэтому ему пришлось искать переводчиков.

Главной опорой, что признавал и сам автор, стала книга Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва", также известная под названием "Голоса из Чернобыля". На протяжении нескольких лет Алексиевич брала интервью у жителей Припяти и выселенной зоны отчуждения, разговаривала с ликвидаторами последствий аварии и их родственниками. 

В сериале содержится по меньшей мере два эпизода, присутствующих и в книге. Это сюжетная линия умирающего пожарного Василия Игнатенко и его супруги, а также сцены с отстрелом собак в зоне отчуждения. Эти эпизоды воспроизведены практически целиком. 

Сцена захоронения отстреленных домашних животных. Их сбрасывают в яму и заливают бетоном
Жена пришла к облученному пожарному Василию Игнатенко. Она скрыла от врачей, что беременна

Более мелкие эпизоды разбросаны по всему фильму. Например, эпизод со старушкой, доившей корову, и выливающим это молоко солдатом.

1/2
2/2

Еще одним важным источником стала книга Григория Медведева "Правда о Чернобыле" (в СССР и России она известна под названием "Чернобыльская тетрадь"). Автор некоторое время работал на Чернобыльской АЭС, а позднее как высокопоставленный сотрудник министерства энергетики участвовал в расследовании причин катастрофы. 

В книге тщательнейшим образом была восстановлена хронология событий и действия всего персонала АЭС (многих из сотрудников он знал лично). Влияние книги очень заметно в первой серии, когда показываются события на АЭС сразу после взрыва, почти дословно воспроизведены даже некоторые диалоги.

Инженера Ситникова отправили смотреть, что произошло. Никто не верил во взрыв реактора

Также очевидно, что Мэйзин хорошо знаком с документальными фильмами "Чернобыль 3828" и "Битва за Чернобыль". Сцены с очисткой крыши от графитовых обломков явно отсылают к тем документальным съемкам. 

Очищать крышу лопатами от опасного графита послали солдат1/2
Очищать крышу лопатами от опасного графита послали солдат2/2

Кроме того, Мэйзин лично посещал Чернобыльскую зону отчуждения и встречался с ликвидаторами, узнав от них немало деталей, которые позднее включил в фильм.

Советский быт

Нетривиальной задачей для создателей фильма было воссоздание советского быта середины 80-х. Особенно учитывая колоссальную разницу с западными странами. Например, команда была удивлена, когда узнала, что в СССР в 1986 году практически не было пакетов, а также не существовало специализированного корма для животных (из-за этого чуть было не был допущен ляп в первой серии, когда Легасов кормит кошку).

Часть съемочной группы сериала была из Литвы, и многие еще застали советскую эпоху. Они вносили определенные коррективы, рассказывая, что могло и не могло существовать в СССР 1986 года. Они же занимались поисками одежды, аксессуаров, предметов быта, мебели, которые закупались на блошиных рынках постсоветских стран или на интернет-сайтах. Часть костюмов взяли в аренду на "Беларусьфильме". Другая часть костюмов была сшита специально для фильма, но по советским образцам и из типичных советских материалов.

Художница по костюмам Одиль Дикс-Мерье консультировалась с женщиной, которая в середине 80-х работала портнихой в Союзе. Она рассказывала об особенностях советской одежды, моде того времени и тому подобных вещах.

Первые часы после катастрофы. Люди собрались посмотреть на "красивое" свечение

Мэйзин еще на этапе написания сценария разыскал людей, живших в Киевской области в середине 80-х годов, и регулярно консультировался с ними, чтобы как можно более точно передать детали эпохи именно в этом конкретном месте, где по сюжету и разворачиваются события. В одном из интервью сценарист подчеркнул, что уделял настолько большое внимание деталям в знак уважения к десяткам и сотням тысяч людей, которых коснулась эта катастрофа.

Для большего реализма в самом начале фильма присутствуют подлинные телефонные переговоры между диспетчерами, записанные в первые минуты после взрыва. А все автомобили в кадре имеют кодовые номера Киевской области. 

Эвакуация1/2
Эвакуация2/2

Общими усилиями удалось достаточно точно воссоздать образ той эпохи — вплоть до ковров на стенах и оконных рам с облезлой краской. Самым заметным "бытовым" ляпом в итоге оказались пластиковые окна в некоторых жилых домах. Причем создатели фильма знали, что подобных окон в СССР быть просто не могло, однако не стали убирать их на этапе постпродакшена. Вероятно, по причине экономии.

Локации

Теоретически фильм можно было снять и в Припяти - в зону отчуждения сейчас пускают туристов, и Мэйзин там бывал. Однако за 33 года, прошедших с момента катастрофы, город сильно изменился и уже не пригоден для подобных съемок.

В роли Чернобыльской АЭС в сериале выступила Игналинская АЭС в Литве, ныне уже не действующая. Игналинская станция была чуть более новой, чем Чернобыльская, ее начали строить на пять лет позже. Однако внешне они очень похожи, к тому же на обеих станциях используются атомные реакторы РБМК.

Игналинская АЭС, закрыта в 2009 году

Логично было бы предположить, что раз съемки проходят на Игналинской АЭС, в роли Припяти выступит Висагинас. Этот литовский город был во многом близнецом Припяти. Они начали строиться почти в одно время (Припять на несколько лет раньше), оба были городами-спутниками при атомной станции. И даже сами атомные станции похожи друг на друга.

Однако Висагинас съемочную команду не устроил из-за отсутствия нужной атмосферы. В итоге все эпизоды, действие которых происходило в Припяти, были отсняты в Вильнюсе, в спальном районе Фабийонишкес. Его посчитали более атмосферным.

Литва была выбрана не из-за того, что она так уж сильно напоминает Киевскую область середины 80-х, а из-за значимых льгот для кинопроизводителей.

Несколько сцен, в которых действие происходит в Москве, были отсняты в литовском Каунасе. Припятская больница была снята в Киеве. Там же была отснята часть финальных сцен сериала.

Создатели "Чернобыля" проделали огромную работу, чтобы показать Советский Союз образца 1986 года. Социальные сети полны восхищенными отзывами людей, узнавших в западном фильме знакомые с детства предметы быта. Одни вспомнили, что у них была такая же мебель, другие узнали столовые приборы и кастрюли, третьи все детство прожили с обоями, показанными в одной из серий.

Западные кинематографисты традиционно изображали СССР и постсоветское пространство очень условно и нередко грешили "клюквой". "Чернобыль" не идеален, и создатели не избежали некоторых ошибок, но им удалось совершить настоящий прорыв. Еще никогда СССР, Россия или любая другая страна постсоветского пространства не выглядели в западном фильме настолько достоверно.