Российские предприятия прекратили выпуск инновационных вагонов и вернулись к производству полувагонов из-за дефицита кассетных подшипников, сообщает "Коммерсантъ", ссылаясь на информацию Института проблем естественных монополий.
Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук рассказал, что типовые полувагоны начали производить даже те предприятия, которые в прошлом году с ними не работали вовсе. По словам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, нехватка комплектующих стала препятствием и выпуску, и ремонту инновационных вагонов, которые должны были заменить полувагоны. В условиях неопределенности с современным парком клиенты начали ориентироваться на типовой.
В прошлом году на отечественный рынок поставили 21 тысячу инновационных вагонов, а типовых - всего 1,25 тысячи. В 2022 году ситуация изменилась кардинально: в течение девяти месяцев 2022-го показатели были уже 5,6 тысячи и 10,7 тысячи соответственно. С мая инновационные вагоны практически перестали выпускать. Например, "Уралвагонзавод" реализовал всего одну партию только в сентябре.
Средняя дальность груженого рейса полувагона также сократилась. Это означает, что то же количество вагонов выполняет меньшую транспортную функцию. Тенденция связана с тем, что через Восточный полигон (Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали) начали отправлять меньше угля из-за перегруженности другими товарами. Кузбасские компании по итогам 2022 года смогут вывести только 48,5 млн тонн при квоте 58 млн. Причем губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев говорил о том, что в регионе накопилось 800 тыс. тонн угля, и попросил федеральные власти помочь с продажей ресурса.
Ранее Казахстан отказался допускать на свою территорию российские инновационные вагоны с нагрузкой более 23,5 тонны на ось. В России приобретение инновационных вагонов субсидируется государством, а ряд моделей пользуется значительными льготами на порожний пробег.