Статьи

Спор без смысла: почему антипенсионный протест стал неактуальным

Спор без смысла: почему антипенсионный протест стал неактуальным

В воскресенье КПРФ провела митинги против повышения пенсионного возраста, но они не увенчались успехом. В Москве организаторы смогли собрать лишь треть от заявленной численности, в городах Сибири и Дальнего Востока на акции коммунистов пришли от 100 до 800 человек. Дмитрий Лекух считает, это связано с тем, что обращение президента повернуло дискуссию в другое - конструктивное - русло. Вместо "как отменить" стали обсуждать "как лучше сделать". 

"Градус дискуссии" после обращения президента ничуть не понизился. "Жар и пафос", набранные за последние пару месяцев, так просто тоже в песок не уйдут. Но изменился предмет разговора: вместо "кто виноват" вменяемая часть аудитории стала обсуждать другой "проклятый вопрос", а именно "что делать". И это и был тот предмет обсуждения, который должна была с самого начала предложить народу действующая исполнительная власть.

Если мы имеем "солидарную пенсионную систему", то наши пенсионные отчисления идут в ней не нам, а нынешнему поколению пенсионеров. Соответственно, нашему поколению "пенсионные отчисления" будут собирать с зарплат наших детей. И можно сколько угодно ругать эту реальность, но ее пока совершенно никак не изменить. Тут интереснее, кто, как и когда закладывал в нашу действительность эту "бомбу замедленного действия". Но это совершенно другой вопрос. 

Сейчас важнее другое: есть условия задачи. И эту задачу по-любому как-то придется решать. И это не "хорошо" и не "плохо", это данность. Если есть дисбаланс в пенсионной системе, то надо либо смириться с тем, что пенсии нищенские и на них лучше вообще не рассчитывать, или этот дисбаланс пытаться хотя бы каким-то образом исправлять. 

Оставить все в текущем состоянии, безусловно, можно. Президент об этом прямо сказал. Вот только надо учитывать простейший факт: мы стремимся к увеличению продолжительности жизни, это тоже задача, которую государство перед собой поставило и которую оно будет решать. Уже сейчас при, мягко говоря, не очень высоких пенсиях, на их выплаты ежедневно (!) тратится 20 млрд. рублей. И я даже не буду повторять азбучные истины о "демографической яме", вызванной чудовищным наложением проблемы "детей великой войны" на проблему "детей 90-х". Просто представим, что будет, если мы благополучно решим проблему увеличения средней продолжительности жизни хотя бы еще на пять лет. И что тогда делать? 

А ведь нельзя не учитывать и другой "скрытый" фактор. Это банальное уравнение: чем работоспособнее и здоровее старшее поколение, тем меньше стимулов "рано взрослеть" у поколения двадцатилетних. Еще совсем недавно, в конце прошлого века, молодой парень "послеармейского периода" в двадцать лет сам ощущал себя "кормильцем" (раньше "взрослели" и до этого, и это считалось совершенно нормальным). Сейчас "молодым человеком", не обремененным заботой о постаревших родителях, себя продолжают чувствовать и после тридцати. И я не знаю, хорошо это или плохо. Знаю только, что это вполне естественный процесс. "Инфантилизация молодежи" - проблема далеко не только нашей страны. 

Есть и другая сторона проблемы. На ответственном производстве, не в "креативной", а реальной экономике именно старшее поколение, поколение "45+", является стержневым и наиболее ответственным кадровым резервом как в среде квалифицированных специалистов, так и в среде руководителей среднего звена. С точки зрения того же промышленного производства терять такие кадры – управленческое преступление. И на серьезных предприятиях их и так пытаются всеми силами сохранить. И неслучайно вопрос о повышении пенсионного возраста еще в советские годы поднимался в первую очередь именно в "профессиональной среде". Не только в промышленности, но и в такой специфичной области, как в знаменитой комедии "Старики-разбойники", например. Поднимался этот вопрос и в 90-е, и в "нулевые" годы, но его так и не смогли решить.

И, кстати, Путин в своем телеобращении достаточно внятно объяснил, почему этого тогда так и не произошло и почему это необходимо делать прямо сейчас. По сути он взял на себя личную ответственность за происходящее. Хотя, что называется, "по должности" делать этого был не обязан: экономика и социалка по управленческому функционалу - "зона ответственности" правительства и Госдумы. Мог бы, учитывая очевидную непопулярность будущих нововведений, и просто "в стороне постоять".

Сейчас и не стоит вопрос менять пенсионную систему или нет. Если ее не сбалансировать, то это так или иначе придется переложить на плечи следующих поколений. И им придется это решать значительно более жестко, чем можно решить сейчас. 

Поэтому теперь вопрос стоит следующим образом: как это сделать максимально рационально и наименее болезненно. Неслучайно Путин, к примеру, прямо заявил, что будет добиваться законодательного закрепления роста пенсий. 

Наши чиновники обещали, что к 2024 году средняя пенсия составит не менее 20 тысяч рублей. Это даст возможность донести до людей, что это делается именно "для них", а не "против них". Но тут лично у меня опять возникает вопрос: почему это снова должно объяснять первое лицо государства, а не те, кому это по должности положено. Кстати, после многочисленных экспертных и общественных дискуссий. После радостного и не всегда здорового оживления разнородной и не всегда конструктивной, мягко говоря, оппозиции. После обсуждения в регионах. Но это вопрос уже опять-таки другой - не про изменения, а общую систему управления. С которой, как и с пенсионным возрастом, тоже необходимо что-то довольно быстро решать.

10 президентских поправок к изменению пенсионной системы:

1. Пенсионный возраст для женщин увеличится не до 63 лет, как планировалось, а до 60 лет;

2. Многодетные матери получают право на досрочный выход на пенсию в зависимости от количества детей;

3. Те, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году, получают право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста;

4. Льготы по имущественным налогам и прочие социальные льготы на время переходного периода сохраняются в старых пенсионных границах;

5. Будут разработаны программы поддержки занятости и переквалификации, внедряется контроль за увольнением граждан предпенсионного возраста. Расширяется понятие предпенсионного возраста;

6. Увеличивается максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста в два раза с 1 января 2019 года;

7. Пенсионная реформа не коснется коренных малочисленных народов Севера;

8. Предлагается начать выплаты 25-процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для пенсионеров, живущих на селе;

9. Предусмотрен досрочный выход на пенсию при достижении определенного стажа. 37 лет для женщин и 42 года - для мужчин;

10. Вопрос о сохранении действующих региональных льгот (бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по ЖКХ, при капитальном ремонте и газификации, льготы на приобретение лекарств и др.) должен быть решен регионами.