Общество

Нечастный космос: Почему у Маска получилось, а у Брэнсона нет

Нечастный космос: Почему у Маска получилось, а у Брэнсона нет
Нечастный космос: Почему у Маска получилось, а у Брэнсона нет

Частная космическая компания Virgin Orbit анонсировала сокращение 90% штата, что ставит точку в ее амбициях и судьбе ракеты-носителя LauncherOne, пишет телеграм-канал "МашТех".

Последние десятилетия был самый настоящий бум частного космоса, но по факту к реальному космическому успеху пришла только одна компания — SpaceX Илона Маска. Все остальные или поумерили свои амбиции, или перманентно находятся на грани выживания.

Почему же у SpaceX получилось?

Основная проблема разработки космических ракет — это первая космическая скорость. 7,9 км/с — это минимальный порог вхождения в орбитальные полеты, и даже самая маленькая ракета, которая способна достичь такой скорости, имеет массу в несколько десятков тонн при полезной нагрузке в пару сотен килограммов. Стоимость разработки такой ракеты измеряется сотнями миллионов долларов, при этом успех (и речь не об окупаемости, а просто об удачном полете) не гарантирован. Поэтому войти в "космический бизнес" могут только те компании, которые готовы рискнуть этой суммой без особой надежды на отдачу.

Может быть, у Маска и его инженеров получилось с наскока взять вершину, недосягаемую для других?

Нет. Первая ракета SpaceX Falcon 1 летала всего пять раз, три из которых были неудачными, один — удачный с массогабаритной нагрузкой и один – с коммерческим заказом. А при разработке возвращаемой ступени Falcon 9 была череда неудачных приземлений, взрывов и отказов. Сроки регулярно переносились, а запуски откладывались и даже отменялись. Никакого чуда не произошло — разработки Маска шли по тому же тернистому пути, что и разработки любых других космических ракет.

Интересная деталь: последний запуск Falcon 1 состоялся в 2009 году. Полностью разработанная и удачная ракета была забыта, заброшена и с тех пор не использовалась ни для каких коммерческих запусков, притом что Falcon 9 была еще не готова. Все дело в том, что компания сосредоточила усилия на разработке космического корабля Dragon и ракеты-носителя Falcon 9. Эти работы, как и разработка корабля и ракеты, полностью оплачивало NASA.

В 2006 году SpaceX получила от NASA $400 млн на разработку космического корабля. На тот момент в активе у SpaceX был только один неудачный запуск Falcon 1. Впоследствии был заключен контракт на 12 запусков грузов для МКС общей суммой $1,6 млрд. А в 2014 году NASA выделило еще $3,1 млрд.

SpaceX получила от государства огромные суммы денег и твердые контракты задолго до того, как ракеты и космические корабли были разработаны и испытаны. Одновременно компания выполняла коммерческие заказы и выводила попутную полезную нагрузку, получая деньги от заказчиков и частных инвесторов. Неудивительно, что при таких финансовых вложениях компания преодолела все препятствия, которые стали губительными для остальных.

К слову, другие успешные космические компании, как правило, всю свою историю работали под патронажем NASA, а до этого выполняли заказы по ракетам от американского Минобороны. Та же Orbital Sciences Corporation с ракетой Antares и космическим кораблем Cygnus занималась космическими ракетами много лет, а также изготавливала ракеты-перехватчики баллистических целей.

Частные компании выдают бОльшую эффективность по сравнению с государственными, когда речь идет об эксплуатации и оптимизации уже готовой ракеты. И пример SpaceX здесь показателен, так как она постоянно вносит правки в конструкцию Falcon 9. Сегодня ракета – одна из самых надежных и эффективных. Но в фундаменте любого успеха "частного космоса" – миллиарды из бюджета.