Статьи

Борьба без границ и приличий: какое еще наказание придумали России по "делу Скрипаля"

Борьба без границ и приличий: какое еще наказание придумали России по "делу Скрипаля"

"Кто первый начал, тот и должен остановиться", - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя дипломатические войны с Западом. Иными словами, не от Москвы зависит, как далеко зайдут эти "игры". А в США и Великобритании останавливаться не хотят. Американский посол в РФ Джон Хантсман не исключил возможности ареста российской собственности в США из-за "дела Скрипаля". Об аресте российских государственных активов говорила и британский премьер Тереза Мэй. Дмитрий Родионов – о том, где та "красная черта", которую страны перейти не решатся.

Похоже, новая Холодная война России и Запада выходит на принципиально новый уровень. Во времена предыдущей такого не было. 

Да, были взаимные бойкоты спортивных соревнований, но не доходило до попыток выставить весь спорт РФ мировой "империей допинга". Да, были и высылки дипломатов, но не было такой масштабной скоординированной кампании коллективного Запада, призванной понизить дипломатические отношения с Россией. Да, были попытки выставить нашу страну "империей зла", но они были более адекватные, а поводы - более правдоподобными, нежели нынешнее "дело Скрипаля", которое выглядит совершенно неумелой и неприличной постановкой.

Вернемся к экономике. Две недели назад британская The Independent со ссылкой на источник в правительстве написала, что Лондон готовится объявить Москве полноценную экономическую войну.

"Это будет экономическая война, это будут экономические меры. Экономика России в два раза меньше британской, в основном она сосредоточена в руках небольшой горстки людей. Нам придется сделать так, чтобы экономика стала еще меньше, раз они хотят продолжать в том же духе", - писала газета.

По ее информации, британские власти рассматривают заморозку и конфискацию активов, а также запреты на выдачу виз российским гражданам и высылку дипломатов.

Оставим за скобками наполеоновские планы "порвать в клочья". Остановимся на реальных действиях. Что нам грозит: 

- Санкции? Уже было. Можно, конечно, ужесточать, но вряд ли можно будет нанести более болезненный удар, чем было в 2014. 

- Отключение от SWIFT, которым нас пугают с 2014. Еще могут выкинуть с торгов на той же Лондонской бирже наши ценные бумаги. Тут вопрос в том, кому будет хуже. Пострадают в первую очередь инвесторы, среди которых иностранцев побольше, чем россиян. Это серьезный удар по Лондону как мировому финансовому центру, удар по его репутации. При этом российские ценные бумаги будут с тем же успехом торговаться на других мировых биржах. Со SWIFT - та же история. Тем самым они только подорвут авторитет системы и ускорят переход неподконтрольных Западу экономик к торговле в рамках иных систем с использованием собственных валют.

- В западных СМИ нередко появляется мнение, что экономическое давление на Россию нужно увеличить до уровня иранского или северокорейского

- Конфискация "сомнительных активов". Напомню, в январе в Британии был принят закон "О криминальных финансах", дающий госорганам право требовать объяснений о происхождении средств у владельцев недвижимости и компаний стоимостью более 50 тысяч фунтов стерлингов. Если хозяин не может объяснить происхождение имущества и счетов, его собственность может быть арестована. 

Британский министр обороны (тот самый, который советовал России "отойти и заткнуться") заявил, что Лондон приступает к аресту этих "сомнительных активов". Не очень понятно, почему об этом говорит министр обороны. Хотя он оговорился, что конечное решение будет принимать Тереза Мэй. 

Теоретически они могут сделать и это. Формулировки закона, как я понимаю, позволяют все что угодно записать в "сомнительные активы". И даже если аресту подвергнутся только российские активы, а активы каких-нибудь арабских шейхов или колумбийских наркобаронов закон демонстративно обойдет стороной, у последних возникнут серьезные опасения за сохранность своих средств.

Тут можно вспомнить то, как сопротивлялась та же Швейцария требованию американцев раскрывать данные о владельцах счетов после теракта 11 сентября 2001 года.

Все это подрывает доверие к Лондону как к "тихой гавани" для олигархов со всего мира. Напомню, британские офшоры, такие как Бермуды, Гибралтар, Каймановы острова, Остров Мэн, очень популярны. Деньги, как известно, любят тишину, а как раз фактор тишины тут исчезает, делая Британию менее привлекательным "хранилищем" для всего мира. В общем, это тот еще ящик Пандоры. Если рассматривать пессимистический для Лондона сценарий, то это может вообще привести к падению вообще всех мировых финансовых рынков, к глобальному бегству капиталов и к переформатированию всей финансовой системы мира с отказом от доллара как мировой валюты. 

- Вот на днях еще Тереза Мэй заявила, что намерена рассмотреть предложение запретить продажу российских облигаций через Лондонскую расчетную палату, осуществляющую расчеты по сделкам и контролирующую их выполнение. Напомню, с этой инициативой давно выступает председатель Комитета по иностранным делам Том Тугендхат. Он говорит, что лазейки в законодательстве позволяют российским банкам, находящимся под санкциями, выступать в роли организатора выпуска российских бондов. Раньше на это предложение внимания не обращали. 

- Та же Тереза Мэй грозит заморозить государственные счета РФ, если найдет доказательства того, что они могут нести угрозу жизни и имуществу британских граждан. И тут - огромное пространство для маневра. Если можно поверить, что Россия применяет химическое оружие в Европе для устранения неугодных, значит, любое госимущество, принадлежащее Москве, можно провозгласить участвующим в этой необъявленной "гибридной войне". Вплоть до дипломатической собственности. Пример уже показали американцы еще в прошлом году. 

Кстати, США и сейчас готовы поддержать своего союзника. Вашингтон рассматривает возможность ареста российских активов в США в качестве одной из мер по "делу Скрипаля".

Но ведь это и будет переходом "красной черты". Вполне могут, но не сразу. Санкции тоже вводили не сразу – сначала против отдельных лиц, потом уже секторальные. Цель – оказывать дозированное давление, ожидая, что российская элита в какой-то момент устанет сопротивляться. Шаг за шагом, постепенно. 

Где тот предел, после которого российские элиты, по замыслу поджигателей новой Холодной войны, должны дрогнуть и выкинуть белый флаг?

Давление действительно может быть болезненным, учитывая, что многие наши олигархи и давно живут там, работая в России "вахтовым методом", там живут и учатся их дети. Могут ведь и по детям нанести удар – к примеру, проверить, законны ли капиталы, которые их отцы тратят на обучение.

Долгие годы наши элиты свято верили в то, что смогут стать своими на Западе. Они всеми силами стремились туда, оставляли там свои семьи, вкладывали деньги, покупали недвижимость, футбольные клубы и т.д. На Западе всегда с неприязнью смотрели на нашу внезапно обогатившуюся элиту, на то, как готовы сорить деньгам направо и налево, но сорили они у них, а деньги, как известно, не пахнут. Все было хорошо ровно до того момента, как интересы российской буржуазии не вошли в противоречие с интересами самого Запада. Вот уже пятый год продолжается активная фаза этой "воспитательной беседы". 

Задуматься пришло время последним романтикам, которым розовые очки от модных западных брендов не позволяли понять простую истину капиталистической реальности: основой этой реальности - конкуренция не на жизнь, а на смерть, и никто никому не будет делать поблажек.

Как говорил классик, нет такого, на что капиталист не пойдет ради 300 процентов прибыли. Как нет такого, на что Запад не пойдет ради того, чтобы остановить зарвавшуюся российскую элиту, всерьез поверившую, что Россия может быть державой. Это война с одним правилом – делай все, чтобы нанести максимальный урон противнику.

Впрочем, повторю, давление остается медленным, но нарастающим. Вопрос в том, где предел. Но этого не знает пока никто ни в Москве, ни в Лондоне, ни в Вашингтоне.