Статьи

Ялта-2: почему Трамп согласился обсудить новое мироустройство с Путиным

Ялта-2: почему Трамп согласился обсудить новое мироустройство с Путиным

Владимир Путин в ходе визита в Израиль предложил провести масштабный международный саммит пяти государств: России, США, Китая, Франции и Великобритании. По ассоциации с "Ялтинской конференцией" 1945 года: обсудить накопившиеся противоречия между мировыми лидерами и принять новый договор безопасности. Вопрос был в том, согласятся ли на это Британия и США. Но Дональд Трамп ухватился за эту идею и объявил, что совсем не против участия в таком мероприятии. Что конкретно должны будут обсудить на саммите и какие цели преследуют США, рассказывает Малек Дудаков.

Наступает последний год существования "Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений". Известен он как СНВ-3, на английском "New START Agreement", что звучит оптимистично: все-таки 10 лет назад, когда его подписывали, действительно предполагался новый старт и перезапуск системы постепенной ликвидации оружия, которое угрожает всей жизни на планете.

Обама и Медведев подписывают соглашение по СНВ-3 в Праге в 2010 году | Фото: AP

Тогда политический ландшафт кардинально отличался от нынешнего, была совсем другая эпоха. Только что началась известная "перезагрузка" отношений России и США. Барак Обама и Дмитрий Медведев, два новоиспеченных президента, стремились расширить торговлю и международную кооперацию двух стран. В духе этого времени была и разработка нового договора СНВ-3, сокращавшего максимальное число развернутых ядерных боеголовок до 1 500, а ракет и стратегических бомбардировщиков — до 700.

Многие военные эксперты считают, что именно США в первую очередь выиграли от подписания такого договора. Ведь России, имеющей давнее преимущество в количестве созданного ядерного оружия, пришлось ликвидировать гораздо больше ракет и боеголовок.

Тем не менее в Америке тогда имелась серьезная оппозиция принятию СНВ-3. Консервативные круги и республиканские политики обвиняли Обаму в предательстве национальных интересов своей страны. Они сделали вопрос сохранения "ядерного суверенитета" США одной из тем проходящих промежуточных выборов в Конгресс, на которых, кстати, выиграли с разгромным счетом.

Республиканцы выступают с критикой соглашения | Фото: The New York Times

Спустя декаду мир погрузился в состояние новой гонки вооружений, противоборства наций-государств, бесчисленных экономических санкций и торговых войн. Сейчас поводов для оптимизма в международной политике осталось совсем немного. Это не менее справедливо и в контексте сокращения различных вооружений. Ведь буквально полгода назад администрация Дональда Трампа в единоличном порядке вышла из действовавшего 30 лет Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Вскоре настанет черед отправлять на покой и СНВ-3. Далеко не очевидно, есть ли какое-то будущего у этого договора и его "преемника". Можно заметить, что в условиях эрозии институтов миропорядка, основанной после 1945 года международной системы говорить о перезаключении ядерных соглашений попросту наивно.

Но символично, что вопрос об одном из столпов послевоенного устройства межгосударственных отношений — ограничении ядерного оружия — встал именно в год 75-летия победы во Второй мировой войне. В ходе этого конфликта ядерное оружие было использовано в первый и пока что последний раз. Тогда весь мир увидел ужасающие последствия от сброшенных атомных бомб на два японских города — Хиросиму и Нагасаки.

Теперь президент России очень тактично предлагает всем странам-союзникам вновь сесть за большой круглый стол. На этот раз с целью заключить кардинально новый по своему характеру договор, который мог бы создать единые правила обращения с ядерным оружием.

Иллюстрация КП

В Кремле понимают, что вряд ли получится уговорить американскую сторону начать двусторонние переговоры по условному СНВ-4. Уж слишком сильна в нынешнем заокеанском дискурсе истерия по поводу всего, что связано с Россией, русским влиянием и "русскими хакерами". Команда Трампа ни при каких условиях не пойдет на двусторонние соглашения в судьбоносный для него предвыборный год, опасаясь новых обвинений в потворствовании интересам России.

Выход из ситуации: превратить двусторонние переговоры в многосторонние. Это будет мотивировать американскую сторону, ведь США уже давно требуют от Китая начать соблюдать международные регламенты в сфере базирования стратегических вооружений. Новый договор, который позволил бы американским инспекторам посещать ядерные объекты Поднебесной, а также установил бы жесткий лимит для Китая на создание новых боеголовок и ракет, может стать очень заманчивым предложением для Белого дома.

Российская сторона ожидает, что французский президент Эмманюэль Макрон будет открыт к идее заключения нового договора. Это укладывается в его нынешнюю стратегию по возвращению субъектности Франции в мировой политике и возможности действовать независимо от США и других стран НАТО. А премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, старающийся работать в общем русле политики администрации Трампа, согласится на то, что одобрит американский президент.

Главный вопрос, который остается: захочет ли сам Трамп подписывать "СНВ-4". В его администрации еще год назад доминировали неоконсервативные "ястребы" под шефством бывшего советника по нацбезопасности Джона Болтона, которые выступали резко против любых ядерных соглашений. По их мнению, такого рода договоры лишь ограничивают суверенитет США, не давая ничего взамен. Но сейчас их недолгое правление подошло к концу.

Майк Помпео на встрече с представителями движения "Талибан**" (запрещено в России), закончившегося подписанием мирного договора | Фото: Reuters

С уходом Болтона вокруг Трампа сформировался круг аппаратчиков-прагматиков, настроенных менее идеологизированно. Их кредо олицетворяет госсекретарь Майк Помпео, ответственный за всю внешнюю политику в администрации Трампа. Помпео видит национальный интерес США в постепенном сокращении военного участия на Ближнем Востоке и накоплении ресурсов для широкого противостояния растущему доминированию Китая. Именно этим и объясняется недавно заключенный мирный договор по Афганистану, который в идеале позволит Америке завершить самую долгую войну в своей истории.

Трамп пойдет на свои перевыборы в ноябре с хорошим портфолио в сфере экономики или решения миграционных кризисов. Но во внешней политике многие его поступки  носят скорее спорный и противоречивый характер. Трамп постарается предстать президентом-миротворцем, который вывел войска из Сирии и Афганистана, а также усилил оборонный потенциал стран НАТО.

Для американского президента будет вполне логичным принять участие в конференции по сокращению стратегических вооружений и назвать ее проведение одним из важных успехов в год президентских выборов. Особенно в контексте переориентации фокуса внимания США с Ближнего Востока на Китай: ведь речь на конференции пойдет и об ограничении ядерного потенциала Поднебесной.

Именно этим и объясняется то, что Трамп уже успел высказать свою симпатию идее участия в совещании лидеров стран "ядерного клуба". Конечно, ему не избежать оппозиции в Конгрессе как среди консервативных республиканцев, так и среди оппонентов-демократов. Поэтому ратификация любого "преемника" СНВ-3 станет задачей совсем не из легких. Однако в любом случае она окажется на повестке после выборов и не раньше в 2021 года. Сейчас же Трамп может без зазрения совести участвовать в любых многосторонних "ядерных" конференциях, не связывая себя особыми обязательствами. Хорошая телевизионная картинка в самый разгар напряженного электорального цикла — это то, что ему нужно больше всего.

* террористическая организация, запрещенная на территории России

  • * «Талибан» – террористическая организация, запрещенная в России.