Деньги

CNN: Тайный флот, который помогает России доставлять нефть по всему миру, продолжает расти

CNN: Тайный флот, который помогает России доставлять нефть по всему миру, продолжает расти
CNN: Тайный флот, который помогает России доставлять нефть по всему миру, продолжает расти

Несмотря на торгово-экономические ограничения Запада, российская нефть все еще попадает к покупателям по всему миру. Сырье перевозится при помощи все время растущего "тайного флота", пишет CNN. Определить, кто именно перевозит топливо, возможно с трудом. По оценкам НКО Global Witness, 25% продаж нефтяных танкеров в период с конца февраля 2022 года по январь 2023 года осуществлялось с участием неизвестных покупателей.

Инсайдеры отрасли оценивают размер упомянутого "теневого" флота примерно в 600 судов, что составляет около 10% от числа всех крупных танкеров в мире. С усилением антироссийских санкций к существующей "флотилии", готовой экспортировать нефть из РФ, присоединяются новые корабли. Так, в месяц в теневой флот поступает от 25 до 35 судов.

За 2022 год на место западных грузоотправителей пришли новые игроки, многие из них располагают подставными фирмами в Дубае или Гонконге. Эксперты утверждают, что некоторые из появившихся "компаний-однодневок" аффилированы с российским государством или конкретными политически связанными игроками.

Расширение теневого флота явило катастрофические изменения, которые Москва внесла в мировой нефтяной рынок после февральской эскалации на Украине. Сложившаяся за десятилетия схема торговли и мировая энергетическая система разделилась на 2 части: флот, который не занимается российским бизнесом и "тайный" флот, который работает исключительно с Россией.

Суда, перевозящие российскую нефть, условно разделяются на 2 категории: "серые" и "темные". "Серые суда" были проданы европейскими владельцами фирмам на Ближнем Востоке и в Азии, которые ранее не были активны на танкерном рынке. А "темные суда" являются ветеранами компаний Ирана и Венесуэлы по обходу западных санкций, которые недавно переключились на перевозку российской нефти.

Значимость "тайной флотилии" возросла, поскольку китайские и индийские потребители вытесняют клиентов в Европе. По данным аналитической компании Kpler, поставки российской нефти в Китай и Индию в январе 2023-го достигли рекордно высокого уровня. Согласно сведениям Международного энергетического агентства, Китай нарастил импорт российской нефти в среднем до 1,9 млн баррелей в день в 2022 году (это на 19% больше, чем в 2021 году). Индия увеличила объемы закупок на 800%, до 900 000 баррелей в день.

Если Китаю потребуется еще больше нефти и нефтепродуктов для восстановления своей экономики после режима "нулевой терпимости" к коронавирусу, интерес к российским энергоресурсам может возрасти уже в ближайшие месяцы. Санкции, однако, не могли не повлиять на отрасль: сейчас России необходимо в 4 раза больше мощностей для транспортировки нефти, чем до февраля 2022-го.

Ранее стало известно, что стоимость фрахта танкеров растет из-за ухода судов в тень. В общей сложности за прошлый год к неизвестным владельцам перешло больше 100 судов. Общий размер теневого флота может составлять больше 600 вымпелов, из них треть приходится на танкеры для перевозки сырой нефти. С "белого" рынка ушли танкеры на $2,2 млрд, и цены на перевозку пошли вверх. Пару месяцев назад средняя стоимость дневного фрахта для транспортировки дизельного топлива через Атлантику составляла $10 тыс., сейчас – не меньше $55 тыс.

21 января США пришли к соглашению с союзниками по условиям введения потолка цен на российские нефтепродукты. С 5 февраля действуют два потолка: первый касается нефтепродуктов, которые продаются с премией по отношению к сырой нефти, в основном это дизельное топливо и бензин, второй — мазута и керосина, которые обычно торгуются с дисконтом.