Большинство европейских дальнобойщиков и до 40% автомобилистов столкнутся с дефицитом и резким подорожанием дизельного топлива ввиду эмбарго на морские поставки российских нефтепродуктов в ЕС, которое вступит в силу 5 февраля. Об этом пишут аналитики The New York Times.
Фьючерсы дизеля в Европе дорожают еще до вступления эмбарго в силу. Дизельное топливо все еще играет важнейшую роль в экономике Евросоюза. Помимо дальнобойщиков ДТ применяют до 40% автомобилистов европейских стран. В прошлом году Россия поставила в ЕС порядка 50% всего объема этого топлива, импортируемого в Европу, - около 700 тысяч баррелей в сутки.
Поставки из РФ будет трудно заместить в короткое время. Нефтеперерабатывающие компании Евросоюза последние недели перед введением эмбарго наращивали резервы топлива. Европе придется увеличить импорт дизеля из других нефтеперерабатывающих держав. Это Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индия, Китай и Соединенные Штаты. Москва же может перенаправить поставки ДТ в Западную Африку. Местные энергетические компании разрешают более высокую концентрацию загрязняющих веществ, чем в Евросоюзе. Однако эмбарго сильно ударит и по российской экономике, поскольку после 5 февраля страна может потерять свыше половины рынков сбыта своих нефтепродуктов в сравнении с 2021 годом.
Ранее специалисты Международного валютного фонда пришли к выводу, что утвержденный странами "Большой семерки" потолок цен на российскую нефть едва ли повлияет на показатели экспорта сырья из России. 21 января США пришли к соглашению с союзниками по условиям введения потолка цен на российские нефтепродукты. Всего установлено два потолка: первый касается нефтепродуктов, которые продаются с премией по отношению к сырой нефти, в основном это дизельное топливо и бензин, второй затронул мазут и керосин, которые обычно торгуются с дисконтом. Ограничения будут введены с 5 февраля.