Общество

Дело Ефремова: доводы защиты, обвинения и слова самого актера

Дело Ефремова: доводы защиты, обвинения и слова самого актера

Вердикт по делу о смертельном ДТП с участием актера Михаила Ефремова казался очевидным. Видеозаписи с места аварии разлетелись по всем СМИ. На кадрах пьяный, с трудом стоящий на ногах Ефремов обещает вылечить еще тогда живого Сергея Захарова, потому что у него "очень много денег". Через несколько дней Ефремов записывает видео с покаянием, просит прощения и обещает не отмазываться. Но все меняется, когда в дело вступает адвокат Эльман Пашаев. Ефремов забирает свои слова назад, ссылается на потерю памяти, а рассмотрение дела всячески затягивается. Артисту сначала становится плохо прямо на заседании, потом он якобы меняет адвоката, теперь просит выполнить "последнее желание" и провести новые экспертизы. Кроме того, неожиданно находятся свидетели защиты, которые утверждают: за рулем был другой человек. Дело обросло новыми подробностями. Ruposters кратко пересказывает его суть и приводит аргументы двух сторон, известные на текущий момент.

Сторона защиты

Адвокат Ефремова Эльман Пашаев за два месяца защиты актера успел сделать немало резонансных заявлений. В частности, он уверял, что Ефремов не алкоголик, что найденные у него в машине наркотики ему не принадлежат, что за рулем сидел не он, что машиной могли управлять хакеры через спутник, а также обещал "сюрприз" на суде. 

20 августа он наконец явил суду тот самый "козырь", который обещал в самом начале. В качестве свидетеля показания согласился дать Александр Кобец, приехавший в Москву из Иваново. Он прямо заявил, что видел за рулем черноволосого мужчину славянской внешности лет 38, который в тот момент убирал сработавшую подушку безопасности. И это был точно не Ефремов, которого "он бы узнал". Причем видел он это в свете уличных фонарей одним глазом (на второй он слеп) то ли через полуопущенное, то ли через опущенное полностью стекло (Кобец путался в этом моменте, по материалам дела, стекло было поднято полностью). При этом, как следует из его показаний, он был нетрезв — пил пиво с товарищем прямо перед инцидентом. 

Рассказывать об этом мужчина боялся из-за того, что неизвестный водитель якобы угрожал ему и его семье расправой. Примечательно, что на видео, снятых на месте аварии, Кобец себя найти так и не смог. Пашаев утверждает, что проверял Кобца на полиграфе и тот не врет.

31 августа на стороне Ефремова выступили еще 2 свидетеля — Теван Бадасян и Андрей Гаев. Бадасян сообщил, что видел в Плотниковом переулке, как из бара "Улисс" (в нем выпивал Ефремов перед аварией) вышел высокий человек старше 40, без пиджака и в бейсболке, и сел в машину Jeep Grand Cherokee, а значит, Ефремов мог быть в своем внедорожнике не один

Гаев же заявил, что видел момент ДТП и то, что Ефремов вылезал с пассажирского места. По его словам, он выпил немного пива перед инцидентом, но якобы был трезв. Что примечательно, Гаев оказался другом детства Кобца и даже рассказал, что воевал с ним вместе в Донбассе, где Кобец якобы подстрелил тремя выстрелами троих украинских солдат, хотя имеет серьезные проблемы со зрением. Гаев также имеет судимость за побои жены и лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде.

Видео с места аварии защита и сам Ефремов считают сфабрикованными и обрезанными. Свою вину актер категорически отвергает.

Я вину признал, потому что с похмелья нервный. Из всех телевизоров, радио говорили, что это сделал я. И видно, что я говорю: "Я виноват". Хотя на самом деле я говорил: "Я не виноват". Там "не" вырезано. Журналисты все исказили. Я соболезнования высказывал Захаровым много раз, но это почему-то вырезали. И видео аварии — с монтажом, там вырезано 10-15 секунд. Моя вина есть — она в пьянстве. Но всю вину за Великую Октябрьскую революцию я на себя брать не хочу.

Кроме того, защита утверждает, что оппоненты сфабриковали часть доказательств. Адвокат указал, в частности, на то, что Ефремов якобы выходил из машины в белых кроссовках, а на клумбе сидит уже в темной обуви. Также он напомнил и о том, что в центре Москвы установлено огромное количество камер наблюдения, но нет ни одного видео, на котором видно, как Ефремова "достают" с водительского места. Это означает, по словам Пашаева, что на повороте на Садовое кольцо он мог уступить место за рулем другому человеку.

Сторона обвинения

После первых экспертиз стало известно, что в момент аварии Ефремов находился в состоянии опьянения. В его крови было обнаружено 1,05 промилле алкоголя, а также следы кокаина и каннабиноидов. Сразу после аварии актер пытался откупиться, что зафиксировала нательная камера сотрудника ГИБДД, оформлявшего протокол о ДТП. Позже инспектор Александр Козлов уже на заседании Пресненского суда дал показания о том, что за рулем был сам актер.

Комментируя показания Александра Кобца, адвокат семьи Сергея Захарова Александр Добровинский указал на массу нестыковок. К примеру, Кобец заявлял, что кто-то без перчаток запихивал подушку безопасности назад, но на ней не было найдено чужих следов ДНК. В то же время экспертиза обнаружила на подушке пот и бактериальные клетки, принадлежащие актеру, и не обнаружила каких-либо биоматериалов других людей. Следствие также определило, что стекла машины были подняты, что ставит под сомнение разговор Кобца с неведомым водителем и, соответственно, те самые угрозы расправы в его адрес.

Самым весомым аргументом со стороны защиты стали показания Ильи Бабикова. Он заявил, что сам вместе с другом вытащил Ефремова с водительского места и помог добраться до клумбы, на которой его и сфотографировали.

В тот день мы прогуливались с другом по пешеходной части с внешней стороны Садового кольца, услышали хлопок, характерный для ДТП. Мы подбежали к месту аварии. Вначале подбежали к джипу. Я увидел, что друг выводит человека с водительского места. Я подхватил его, и вдвоем мы посадили водителя на клумбу. Я узнаю, это был Ефремов.

Добровинский также представил видео, снятое в первые минуты после столкновения, на котором видно, как водителю Jeep помогают выходить из машины два человека, о чем и говорил Бибиков. Качество ролика позволяет разглядеть человека, похожего на Ефремова и одетого так же, как актер на первых фото с места аварии. И Ефремов, и Пашаев однозначно отреагировали на запись, назвав ее "фейком".

Еще одним фактом, на который указала адвокат потерпевших Ирина Хайруллина, стало систематическое употребление Ефремовых наркотиков. Такое заключение дала психолого-психиатрическая экспертиза, при этом сам актер утверждал, что наркотики не употребляет, а найденные в машине гашиш и гашишное масло якобы принадлежат кому-то другому.

Высмеяла сторона Захарова и многочисленные ходатайства защиты о дополнительных экспертизах, в частности требование Пашаева проанализировать возможность перехвата управления автомобилем Ефремова хакерами. Адвокат Ефремова заявил о претензиях к автотехнической экспертизе, в которой, по его мнению, "не раскрыт вопрос влияния через спутник на систему управления машины, не исследована возможность ослепления лазером, вброса отравляющих веществ через систему кондиционирования". На вопрос Добровинского, откуда эксперт Юрий Фиалко взял сведения о том, что машиной можно управлять удаленно, тот сослался на информацию "из интернета" и фильм "Терминатор-3". Ходатайства защита заявляет ради затягивания процесса, считает Добровинский.

Что говорил сам Ефремов

Через 4 дня после ДТП, 13 июня, актер записал обращение, в котором попросил у всех прощения. Он признал вину и пообещал не отмазываться, со скорбью в голосе отметив, что нет больше Миши Ефремова. 

В июле позиция актера изменилась. 5 августа на заседании суда актер заявил, что смысл обвинений ему понятен, но признать вину он не готов: "Как я могу признать вину, если ничего не помню"? На другом заседании он не исключил, что мог ехать на пассажирском сиденье. 

31 августа Ефремов дал подробное описание дня аварии и прокомментировал результаты экспертиз: 

В тот день уже часам к двенадцати я был пьян, потому что мешал водку с пивом. Где была машина, уже помню — то ли у дома, то ли у паба, где я обычно выпивал. Потом звонил друзьям, но не помню, поддался на их уговоры или кто-то из них втянул меня в салон машины… Но лучше не принимать во внимание мои показания, потому что я был сильно пьяный.
Почему во мне оказались наркотики, не знаю. Сам я тяги к ним не испытываю.
Я боюсь воспользоваться какими-то из воспоминаний, потому что, может, это я себе придумал. Центральное телевидение начало с таким наслаждением разбирать эту аварию. Я думаю, если бы там были кадры, где я выхожу из-за руля, они бы показывались так часто, как те кадры аварии, которые сейчас показываются в обрезанном виде. Я по-прежнему прошу, последняя просьба — сделать биологическую экспертизу машины.
Я все равно не хотел признавать, что я убийца. В своем видео я не признал. Я пытался объяснить Захаровым, что я готов идти на контакт. И соболезнования я высказывал Захаровым много раз. В первые дни журналисты брали интервью, но вырезали эти слова. Ничего об этом не писали.

На просьбу адвоката потерпевших продемонстрировать, как был накинут ремень, если он ехал на пассажирском сиденье, Ефремов ответил очень кратко:

Вы знаете, слишком дорого стоит мой съемочный день.