Свыше 180 иностранных самолетов, находящихся в эксплуатации российских авиакомпаний, удалось снять с регистрации на Бермудах и в Ирландии, рассказал в интервью РБК глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько. Российские перевозчики заинтересованы в форсировании снятия лайнеров с регистрации, однако в отдельных случаях диалог "достаточно сложный".
Трудности с регистрацией воздушных судов, собранных за границей, появились после введения западных санкций в адрес Москвы: в марте прошлого года страны-санкционеры приостановили действия сертификатов на полеты самолетов Airbus и Boeing, которыми владеют отечественные авиакомпании.
В общей сложности российские перевозчики располагали 805 зарегистрированными за рубежом самолетами, 768 из которых были зарегистрированы на Бермудских островах, а 37 – в Ирландии. Представители Росавиации с момента объявления санкций старались договориться с бермудскими и ирландскими коллегами, однако, как заявил Нерадько, они "приняли политические решения, идущие вразрез с международной практикой".
Руководитель ведомства добавил, что Росавиация уже разработала стресс-сценарий на случай, если дефицит федерального бюджета негативно повлияет на государственную поддержку авиаперевозок.
"Да, у нас есть такой стресс-сценарий", – отметил Нерадько, но не стал раскрывать детали, подчеркнув, что темы, связанные с воздушными перевозками, являются слишком резонансными, "почти как футбол и медицина".
С конца февраля прошлого года Британия, Соединенные Штаты, Евросоюз и другие страны ввели ограничительные меры на полеты российских авиаперевозчиков. ЕС запретил экспорт в РФ товаров и технологий, которые применяются в авиационном и космическом секторах. Уже к концу года, однако, авиакомпании из США и стран Евросоюза начали лоббировать отмену санкций против авиационной отрасли России. Перевозчикам особенно важно добиться открытия воздушного пространства для рейсов гражданской авиации.
Еще в прошлом году России удалось оформить более 300 самолетов для легальных полетов за рубеж. Среди лайнеров 150 Boeing и Airbus, а также несколько десятков бизнес-джетов Embraer, Bombardier и Gulfstream. Вместе со 150 российскими Superjet 100 за рубеж сегодня может летать практически 50% парка отечественных перевозчиков.