Статьи

Мы выжили и победили: ТОП-10 успехов российского производства в 2020 году

Мы выжили и победили: ТОП-10 успехов российского производства в 2020 году

Уходящий 2020 год опроверг абсолютно все прогнозы, которые экономисты в изобилии выдавали в конце 2019-го. Круглый колючий форс-мажор микроскопических размеров ударил по экономике сильнее Первой мировой, и не похоже, чтобы он собрался исчезнуть прямо во время новогоднего боя курантов. Тем не менее Михаил Мельников увидел и позитивные события в экономике и промышленности России уходящего года.

Есть деньги – есть продукция

Начнем с денег, ибо производство невозможно без крупного начального финансирования, это не адвокатская контора или бизнес-коучинг. Рекордное количество займов выдал Фонд развития промышленности – благодаря ему 262 предприятия начали свою деятельность или увеличили выпуск продукции (более чем по одному предприятию в рабочий день), в общей же сложности фонд профинансировал более 760 проектов на 167 млрд рублей. Займы от фонда – более чем льготные, под 1%, 3% и 5% годовых, при этом в случае закупки оборудования российского производства процент снижается.

УЗИ отправляется на выезд

Россия начала выпускать собственные портативные УЗИ-сканеры: на “Калугаприборе” собирают шестикилограммовый “РуСкан 70П”, работающий в автономном режиме до 3,5 часов. Выглядит он как специализированный ноутбук с разъемами для подключения визуализирующего и постоянно-волнового (CW) датчиков. Незаменимая вещь для скорой помощи и полевых госпиталей – ранее использовались только зарубежные модели, теперь же производство локализовано в Калуге, то есть ликвидирована еще одна критическая импортозависимость. Кроме того, крупные стационарные сканеры серии “РуСкан” начали выпускаться с российским программным обеспечением.

РуСкан 70П

Моторы разлетаются по свету

Уфимское моторостроительное производственное объединение (головное предприятие дивизиона “Двигатели для боевой авиации”) запустило новое для себя производство – узлов вертолетных двигателей. И сразу – крупнейшее в стране, мощностью до 350 моторокомплектов в год. Здесь изготавливаются детали для силовых установок Ми-8/17, Ми-28, Ка-52, Ка-226Т и Ка-62. Инвестиции “Ростеха” в проект составили внушительные 8,7 млрд рублей, но это позволит увеличить экспорт боевых машин: в 2020 году заключено несколько крупных договоров по ударным Ми-28 и Ка-52, в 2021-м ожидается начало продаж многофункционального транспортника Ка-62.

Самолеты не отстают от вертолетов

Продолжаем тему моторов. Мы уже не верили, что это когда-нибудь случится, но МС-21 на российских двигателях ПД-14 все-таки взлетел! Движки давно считаются слабым местом нашей авиации, вот и перспективный среднемагистральный самолет первые полеты совершал на американских PW1431G. Пермский ПД-14, где цифра означает предполагаемый год начала производства, сильно запоздал, но все-таки полетел.

Кроме того, первый полет совершил предназначенный для местных рейсов турбовинтовой красавец Ил-114-300 – и опять же на отечественных двигателях ТВ7-117СТ-01, выпускаемых на ММП им. Чернышева в Москве. Кстати, не такой уж он и местный, дальность полета составляет 1900 км, чего вполне хватит на рейс между местами производства ТВ7-117 и ПД-14.

Самый маленький КамАЗ

Российский автопром – неисчерпаемая тема для сарказма и анекдотов, значимая часть нашей национальной самоиронии. Некоторым исключением из этого правила является продукция завода в Набережных Челнах: “КамАЗы” прочно оккупировали внутренний рынок и периодически выходят на международный, чему способствуют и регулярные победы этой марки в ралли “Дакар”. 2020 год для отрасли был крайне сложным, все производители останавливали конвейеры, и “КамАЗ” не исключение, но перспективные разработки продолжались.

И вот под конец года татарстанские умельцы показали в Москве прототип своего первого компактного городского электромобиля “Кама-1”.

Выглядит он как преемник “Оки”, которой очень не хватает небогатым автовладельцам – теперь у них появится альтернатива, но уже современного типа. Скорость малютки – до 150 км/ч (тут я поежился, вспомнив, как жутко ехать на 100 км/ч в “Оке”), путь без подзарядки – 250 км. Движок и батарея китайские, но к началу серийного производства обещают перейти на российскую силовую установку. Что до аккумуляторных ячеек, то пока с ними в нашей стране беда: будем надеяться, что через год в аналогичном тексте сможем рассказать о начале их массового производства.

Дойдет ли “Кама” до массового производства – вопрос очень болезненный, достаточно вспомнить судьбу “Ё-мобиля”, “Мишки”, Marussia (последняя, правда, поучаствовала в разработке “Кортежа”). Пока что комментаторы в интернете полны скепсиса. Ребята в Челнах, посрамите их, пожалуйста.

Плавучий атом покоряет Север

В мае 2020 года Россия запустила в полноценную эксплуатацию самую северную в мире атомную электростанцию “Академик Ломоносов”. И это не просто АЭС, а ПАТЭС – плавучая атомная теплоэлектростанция. Расположена она в порту Певека на Чукотке. К слову, поставку ею первой электроэнергии в сеть Чаун-Билибинского энергоузла (еще во время экспериментального периода) журнал Power назвал одним из шести ключевых событий в мировой атомной энергетике 2019 года.

Плавучая станция "Академик Ломоносов"

Еще одна “атомная” тема: 3 октября, в 18:00 по московскому времени, головной универсальный атомный ледокол “Арктика” разрубил трехметровый лед на Северном полюсе. Это был первый переход исполинского российского ледокола, ввод которого в эксплуатацию несколько раз откладывался из-за санкционного режима. Перед Россией стоит стратегическая задача обустройства Северного морского пути для того, чтобы он стал полноценной альтернативой сообщению между Европой и Азией через перегруженный Суэцкий канал и вокруг Африки. Ледоколы серии “Арктика” и играющее на нашей стороне глобальное потепление приблизят важнейший для страны момент начала полноценной международной навигации по северным российским морям.

Россия создала ядерную Белоруссию

Еще одно значимое достижение “Росатома” – сдача в промышленную эксплуатацию первого энергоблока Белорусской АЭС, первой и единственной в стране. “Беларуская атамная электрастанцыя” была очень чувствительным проектом для Синеокой, сильно пострадавшей от чернобыльской катастрофы: новую станцию даже расположили на северо-западе страны, максимально далеко от затронутых тогда районов. Белорусы планируют вырабатывать в Ворнянах почти половину потребляемой в стране электроэнергии, но частично отправлять ее на экспорт. Проект реализован на российский кредит, который Белоруссия уже попросила реструктурировать – ну вот такие они у нас, что с этим поделаешь…

Белорусская АЭС

Новый реактор Северо-Запада

19 июля 2020 года в Сосновом Бору загружена первая кассета шестого энергоблока мощной Ленинградской АЭС (он же второй энергоблок ЛАЭС-2), работающего на реакторе ВВЭР-1200 – аналогичного поставленным в Белоруссию. Полный ввод энергоблока в эксплуатацию станет завершающим этапом сооружения в России первой серии атомных энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 по современному отечественному проекту АЭС-2006. Благодаря этому удастся вывести на покой второй энергоблок Ленинградской АЭС, где уже 45 лет работает старенький реактор РБМК-1000.

Сами себе комбайны

Ну и, наконец, привет из будущего – в ходе уборочной кампании 2020 года (с почти рекордным урожаем зерновых) на полях впервые были задействованы беспилотные комбайны – не на ядерном топливе, конечно, но тоже российского производства. Система управления автономными транспортными средствами разработана Cognitive Pilot, совместным предприятием Сбербанка и российской компании Cognitive Technologies. Автопилот установлен уже на несколько сотен серийных комбайнов. Использование беспилотных машин снижает себестоимость зерна и резко, в два раза, сокращает его потери при уборке полей.

Cognitive Pilot

* * *

Конечно, если бы не коронавирусные ограничения, этот список мог быть длиннее, а достижения в нем – крупнее. Но и сказанного достаточно для понимания того, что экономика России способна жить и развиваться в любых условиях, причем почему-то предпочитает экстремальные.