Монополия крупных технологических компаний на распространение новостей ущемляет интересы американских медиа. Как сообщает издание The Hill, Google и Facebook* являются основным источником новостей для 86% американцев. ИТ-гиганты монетизируют трафик на статьи тысяч журналистов самостоятельно, не компенсируя изданиям затраты на создание контента. Действующее в США законодательство об авторских правах и антимонопольные нормы также не предполагают специальных выплат СМИ, однако в ближайшее время ситуация может измениться.
Конгресс США выступает за законопроект для решения этой проблемы с 2018 года. Недавно документ был повторно представлен сенаторами Эми Клобучар и Джоном Кеннеди. Политики считают, что Закон о конкуренции и сохранении журналистики (Journalism Competition and Preservation Act) создаст равные условия для рынка, предоставив авторам возможность вести коллективные переговоры с распространителями онлайн-контента.
При этом, как отмечает The Hill, в октябре 2020 года Alphabet заявила, что выплатит $1 млрд в качестве вознаграждения авторам новостного контента, который будет демонстрироваться агрегатором. Однако ИТ-гигант сохранил за собой возможность диктовать СМИ свои условия, из-за чего медиа так и остались зависимыми от онлайн-платформы.
Американские эксперты также заявляют о необходимости ужесточения антимонопольного регулирования ИТ-гигантов и создания правовой основы для того, чтобы СМИ получали компенсацию за размещение своих материалов. По их мнению, если такие компании, как Alphabet (материнская компания Google) и Facebook*, игнорируют других участников медиарынка, в процесс необходимо вмешаться государству.
С этой позицией согласны эксперты и регуляторы и других развитых стран.
В конце мая 2021 года антимонопольное ведомство ФРГ (Bundeskartellamt) начало расследование в отношении онлайн-платформы Google News Showcase. Немецкий регулятор проанализирует, насколько сервис соответствует национальному законодательству о конкуренции. По мнению ведомства, корпорация занимает доминирующее положение на цифровом рынке, что позволяет ей контролировать доступ к широкому кругу конечных потребителей информационных услуг. Это несет в себе риск уничтожения конкуренции в данном сегменте рынка.
Кроме того, 13 июля 2021 года антимонопольный регулятор Франции оштрафовал Google на €500 млн за недолжное выполнение требований закона о соблюдении "смежного права в интересах информагентств и редакторов СМИ". Как отмечается в заявлении регулятора, компания не выполнила вынесенное в апреле 2020 года решение о том, что она должна заключить соглашения со СМИ о выплатах за использование их новостного контента, чтобы на законных основаниях продолжать его размещение в сервисе Google News.
В России ИТ-компании уже активно сотрудничают с медиаиндустрией. Так, в июле 2021 года представители "Яндекса" заявили, что компания намерена делиться доходами от рекламы с партнерами, материалы которых попадают в дайджест — подборку выдержек из сообщений СМИ.
"Мы готовы вместе с партнерами делать новые форматы представления информации и делиться с ними доходами, которые получает сервис "Яндекс.Новости", — сообщил глава бизнес-группы "Поиск, рекламные и облачные сервисы" Андрей Стыскин. По его словам, всего сейчас более 3 тыс. партнеров передают свой контент в сервис "Яндекс.Новости".
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ