Статьи

Ведущие страны хотят заставить бигтех платить за новости

Ведущие страны хотят заставить бигтех платить за новости

Монополия крупных технологических компаний на распространение новостей ущемляет интересы американских медиа. Как сообщает издание The Hill, Google и Facebook являются основным источником новостей для 86% американцев. ИТ-гиганты монетизируют трафик на статьи тысяч журналистов самостоятельно, не компенсируя изданиям затраты на создание контента. Действующее в США законодательство об авторских правах и антимонопольные нормы также не предполагают специальных выплат СМИ, однако в ближайшее время ситуация может измениться.

Конгресс США выступает за законопроект для решения этой проблемы с 2018 года. Недавно документ был повторно представлен сенаторами Эми Клобучар и Джоном Кеннеди. Политики считают, что Закон о конкуренции и сохранении журналистики (Journalism Competition and Preservation Act) создаст равные условия для рынка, предоставив авторам возможность вести коллективные переговоры с распространителями онлайн-контента.

При этом, как отмечает The Hill, в октябре 2020 года Alphabet заявила, что выплатит $1 млрд в качестве вознаграждения авторам новостного контента, который будет демонстрироваться агрегатором. Однако ИТ-гигант сохранил за собой возможность диктовать СМИ свои условия, из-за чего медиа так и остались зависимыми от онлайн-платформы.

Американские эксперты также заявляют о необходимости ужесточения антимонопольного регулирования ИТ-гигантов и создания правовой основы для того, чтобы СМИ получали компенсацию за размещение своих материалов. По их мнению, если такие компании, как Alphabet (материнская компания Google) и Facebook, игнорируют других участников медиарынка, в процесс необходимо вмешаться государству.

С этой позицией согласны эксперты и регуляторы и других развитых стран.

В конце мая 2021 года антимонопольное ведомство ФРГ (Bundeskartellamt) начало расследование в отношении онлайн-платформы Google News Showcase. Немецкий регулятор проанализирует, насколько сервис соответствует национальному законодательству о конкуренции. По мнению ведомства, корпорация занимает доминирующее положение на цифровом рынке, что позволяет ей контролировать доступ к широкому кругу конечных потребителей информационных услуг. Это несет в себе риск уничтожения конкуренции в данном сегменте рынка.

Кроме того, 13 июля 2021 года антимонопольный регулятор Франции оштрафовал Google на €500 млн за недолжное выполнение требований закона о соблюдении "смежного права в интересах информагентств и редакторов СМИ". Как отмечается в заявлении регулятора, компания не выполнила вынесенное в апреле 2020 года решение о том, что она должна заключить соглашения со СМИ о выплатах за использование их новостного контента, чтобы на законных основаниях продолжать его размещение в сервисе Google News.

В России ИТ-компании уже активно сотрудничают с медиаиндустрией. Так, в июле 2021 года представители "Яндекса" заявили, что компания намерена делиться доходами от рекламы с партнерами, материалы которых попадают в дайджест — подборку выдержек из сообщений СМИ.

"Мы готовы вместе с партнерами делать новые форматы представления информации и делиться с ними доходами, которые получает сервис "Яндекс.Новости", — сообщил глава бизнес-группы "Поиск, рекламные и облачные сервисы" Андрей Стыскин. По его словам, всего сейчас более 3 тыс. партнеров передают свой контент в сервис "Яндекс.Новости".