Статьи

Год тяжёлый, но продуктивный: топ-10 важных достижений России в космосе и авиации

Россия, несмотря на пандемию коронавируса, доказала всему миру, что способна развиваться даже в непростых условиях. Кроме вакцины "Спутник V" и цифровизации, нам есть чем гордиться в авиационной и космической отрасли. Дмитрий Курганов о том, какими событиями со знаком плюс в этих сферах запомнится нам уходящий год.

Космос

Начнём с показателей, которые действительно не могут не радовать. Второй год подряд "Роскосмос" избегает аварий. За последние 26 месяцев осуществлено 50 успешных космических пусков подряд. Такого мы не наблюдали с 1993 года. Результаты обсуждались на совещании, которое состоялось под руководством заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Всего было произведено 16 успешных запусков, 28 декабря должен состояться 17-й. На орбиты выведено почти 120 космических аппаратов (21 из них — российский). По семь запусков было произведено с космодромов Байконур и Плесецк. Ещё один осуществлялся с Восточного в Амурской области, став шестым по счёту для этого российского космодрома. Наконец, однажды "Роскосмос" задействовал космодром Куру во Французской Гвиане.

Среди выведенных российских аппаратов можно выделить шесть спутников семейства "Гонец-М", которые должны передавать данные для стационарных и подвижных объектов на территориях, где существуют пробелы в покрытии наземных сетей связи.

Старт "Союз-СТ-А" с французского космодрома | Фото: arianespace

Также, благодаря успешному запуску, на орбиту выведен спутник связи нового поколения "Меридиан-М". Начали свою работу и телекоммуникационные космические аппараты "Экспресс-103" и "Экспресс-80", которые отвечают за услуги фиксированной и подвижной связи, обеспечивают цифровое телерадиовещание и высокоскоростной доступ в сеть Интернет. Сразу двумя аппаратами пополнилась наша система спутниковой навигации "Глонасс". Речь идёт о "Глонасс-М" и "Глонасс-К" — второй из них, в отличие от других типов, позволяет передавать два типа навигационных сигналов.

Впервые за шесть лет полетела тяжёлая ракета "Ангара-А5". Она стартовала с космодрома Плесецк 14 декабря. По данным Минобороны, ракета вывела разгонный блок "Бриз-М" с макетом космического аппарата (так называемой "болванкой") на заданную траекторию полёта. Прошла без замечаний и доставка груза массой почти 2,5 тонны на высоту 36 тысяч километров.

Вскоре Рогозин сообщил, что на 2021 год намечены сразу два пуска "Ангары", тяжёлого и лёгкого классов ракеты. К концу 2022 года лётные испытания должны быть завершены. Всего планируется осуществить шесть успешных запусков.

Важность этих испытаний переоценить сложно. В 2025 году завершается эксплуатация "Протонов", им нужна достойная смена. Причём планы на "Ангару" не только у Минобороны, но и у самого "Роскосмоса", поскольку в 2023 году с её помощью начнутся испытания нового пилотируемого корабля "Орёл". Более того, в относительно недалёком будущем усовершенствованная ракета с водородной ступенью "Ангара-А5В" будет использоваться для пилотируемых полётов российских космонавтов на Луну. Успех этого проекта невозможен без нескольких пусков "Ангары", для чего необходимо минимум два пусковых стола или пуски двух ракет с перерывом между ними.

Российско-германский телескоп "Спектр-РГ", пришедший на смену работающему в радиодиапазоне аппарату "Спектр-Р", в 2020 году составил самую точную на сегодняшний день карту видимой Вселенной. Он провёл сканирование в рентгеновском диапазоне, а совсем недавно повторил этот процесс. Уже сейчас получено, условно говоря, в 10 раз больше данных, чем содержится в карте спутника ROSAT, которая оставалась лучшей на протяжении последних 30 лет.

По данным Института космических исследований (ИКИ) РАН, уже обнаружены порядка миллиона источников мягкого рентгеновского излучения, а также более тысячи источников жёсткого рентгеновского излучения. Это свидетельствует об обнаружении сверхмассивных чёрных дыр, которые находятся в процессе активного роста, — это, например, ядра активных галактик, а также сверхдалёкие квазары, светившие, когда Вселенная была моложе в 10 раз.

Помимо этого, обнаружены 20 тысяч неизвестных ранее скоплений галактик и около 200 тысяч новых звёзд. Всего за свою работу "Спектр-РГ" должен обнаружить миллионы объектов такого рода, в том числе три миллиона сверхмассивных чёрных дыр. Сегодня "Спектр-РГ" — единственный российский космический телескоп. По плану следующая российская космическая обсерватория "Спектр-УФ" должна отправиться в космическое пространство в 2025 году.

Спектр-РГ перед запуском | Фото: НПО им. С. А. Лавочкина

В октябре пилотируемый корабль "Союз МС-17" долетел до МКС за три часа и три минуты, что стало рекордом по скорости доставки экипажа и грузов. Это время включает и процесс стыковки, а отсчёт начинается непосредственно с запуска с космодрома.

Установлен новый рекорд по скорости доставки на орбиту экипажа и грузов: "Союз МС-17" долетел и состыковался с Международной космической станцией за 3 часа и 3 минуты.

Эту сверхбыструю схему тестировали в течение трёх лет на кораблях "Прогресс", прежде чем применить на "Союзе". Дмитрий Рогозин отметил, что затраченное время меньше, чем занимает полёт из Москвы до Брюсселя. Отсылка к бельгийской столице понятна: именно там располагается штаб-квартира НАТО, а нынешний гендиректор "Роскосмоса" некоторое время был постоянным представителем России в Альянсе.

Специалисты Ракетно-космической корпорации "Энергия" уверены, что нельзя останавливаться на достигнутом результате, и намерены сократить время на доставку экипажа и грузов на МКС вдвое — до 1,5 часов.

Полный коммерческий старт с "Восточного"

Ещё одним важным событием для пилотируемой космонавтики нашей страны является запуск корабля "Союз МС-16" в апреле. Он стал первым, выполненным на "Союзе-2.1а" — ракете-носителе, которая на 100% собрана из российских комплектующих. Ранее приходилось пользоваться "Союз-ФГ", система управления которого производилась на Украине.

Надёжность ракеты-носителя "Союз-2.1а" проверялась при выведении автоматических спутников кораблей "Прогресс", а в августе прошлого года ракета запустила беспилотный корабль "Союз" с небезызвестным роботом "Фёдором".

Другое важное событие 2020 года: плавучий космодром "Морской старт" прибыл из США в Россию. Точка отправления — Лонг Бич. Именно отсюда уникальная стартовая платформа Odyssey и сборочно-командное судно весной прибыли друг за другом в порт временного базирования на Дальнем Востоке, где находится Славянский судоремонтный завод.

Изначально проект "Морской старт" запускался четырьмя странами в 1995 году: Россией, США, Украиной и Норвегией. Спустя 15 лет проект пережил банкротство, а в 2014 году обстановка на Украине привела к тому, что закрылось производство ракет "Зенит", а это привело к неизбежному на тот момент прекращению пусков с "Морского старта".

"Морской старт" | Фото: S7 Space

Группа компаний S7 выкупила бездействующий плавучий космодром у "внучки" Ракетно-космической корпорации "Энергия" в 2016 году за 150 миллионов долларов США, полностью закрыв сделку в 2018 году. Из-за невозможности поставить 12 ракет "Зенит" из Украины было решено "перевезти" комплекс в Россию.

"Роскосмос" хочет проводить с плавучего космодрома пуски новой ракеты "Союз-5", которая должна прийти на смену ракете "Зенит". Группа S7 параллельно ведёт разработку собственной ракеты лёгкого класса с перспективой использования наработок в носителе среднего класса. Для её производства компания уже приобрела завод в Ульяновске.

Сколько средств понадобится для того, чтобы восстановить работу комплекса, пока непонятно. Называются суммы, отличающиеся в несколько раз. Диапазон от 29 миллиардов рублей (оценка S7) до 91 миллиарда рублей (оценка "Росатома"). Кто и на чьи деньги будет этим заниматься, тоже неясно. Тем не менее вице-премьер Юрий Борисов считает, что комплекс может возобновить работу примерно в 2023-2024 годах.

Кстати, о "Союзе-5". Испытания ракеты-носителя проходят довольно успешно. Уже проведены экспериментальные работы в рамках создания четырёхкамерного двигателя РД-0124МС для второй ступени носителя. Также с успехом проведены огневые испытания первой энергетической установки с укороченным соплом. Подтверждена устойчивость работы камеры сгорания при пониженном давлении.

Авиация

В 2020 году МС-21 ("Магистральный самолёт XXI века") поднялся в воздух с российскими двигателями ПД-14. Он оторвался от земли 15 декабря 2020 года, взлетев с аэродрома Иркутского авиационного завода — филиала ПАО "Корпорация "Иркут" (в составе ОАК Госкорпорации "Ростех").

Самолёт находился в воздухе 1 час 25 минут. Перед экипажем в составе лётчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьёва было поставлено задание по проверке режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости лайнера, а также функционирования его систем.

В мае 2020 года сообщалось, что Министерство промышленности и торговли России поставило задачу по импортозамещению комплектующих МС-21 с выполнением НИОКР к концу 2022 года и завершением всех работ до 2024 года. Должны быть заменены более 50 агрегатов и элементов систем самолёта, в том числе вспомогательная силовая установка, механизм перестановки стабилизатора, части топливной системы, гидравлические рукава, шины, спасательные аварийные трапы и плоты, кресла пилотов, элементы интерьера пассажирской кабины.

Наконец, встал на крыло Ил-114-300, о котором Ruposters писал совсем недавно. 16 декабря он совершил свой первый испытательный полёт. Самолёт для региональных авиаперевозок оснащён российскими двигателями ТВ7-117СТ-01 и способен преодолевать расстояние до 1900 километров.

Сборка самолёта будет осуществляться на Луховицком авиастроительном заводе, в кооперацию по программе Ил-114-300 входят также нижегородский авиазавод "Сокол", московский ЛАЗ им. Воронина, ульяновский "Авиастар-СП". Свои заявки на новые машины сформировали "Полярные авиалинии", "КрасАвиа", около полусотни самолётов намерена закупить Государственная транспортная лизинговая компания. К концу 20-х годов планируется выпустить 100 единиц.

Ил-114-300 крайне важен в первую очередь для северных регионов и Дальнего Востока, где традиционно непростые условия с точки зрения как климата, так и уровня аэродромов. Напомним, что этот самолёт может использовать для взлёта и посадки даже грунтовые полосы.

Главным военным самолётом 2020 года стал многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57. В октябре он совершил свой первый полёт.

Инженеры при сборке С-57 используют дополненную реальность

Су-57 находится в разработке с 2001 года. Планируется, что со временем он должен заменить Су-27. Начиная с 2013 года пресса регулярно сообщала о начале его серийной сборки, однако фактически выпуск стартовал только в 2020-м.