Статьи

Дело Пивоварова: почему посадили активиста "Парнаса"

Дело Пивоварова: почему посадили активиста "Парнаса"

Во вторник был задержан руководитель штаба «Парнас» в Костроме Андрей Пивоваров по обвинению в неправомерном доступе к компьютерной информации. Костромской суд избрал ему и сотруднику МВД, с которым общался оппозиционер, меру пресечения в виде заключения под стражу. Юрист Илья Ремесло изучил карьерный путь Пивоварова в оппозиции и разбирает оправдания его соратников.   

Андрей Пивоваров на протяжении недолгой политической карьеры сменил множество политических движений и организаций Санкт-Петербурга. С 2004 по 2006 годы он состоял в партии Союз Правых Сил. В 2008 году он впервые вступил в партию Касьянова, став председателем петербургского отделения Российского народно-демократического союза. Спустя три года он покинул РНДС из-за противоречий с федеральным руководством.

В 2012 году Пивоваров вступил в Республиканскую партию России. Осенью 2012 года решением петербургского политсовета из партии его исключили. Как заявил тогда руководитель РПР по Санкт-Петербургу, он «дискредитировал партию, обвинил соратников, устроил массовые драки».

Правда, спустя некоторое время, федеральное руководство партии его восстановило.

Причины временного «развода» с Касьяновым Пивоваров объясняет так: «Конечно, Касьянов-2011 и Касьянов-2007 - разные люди. По какой-то причине политик Михаил Михайлович пошел на спад, и мы разошлись».

На протяжении нескольких лет Пивоваров активно интересовался субкультурой футбольных фанатов «Зенита» и состоял в их движении – видимо, планируя использовать свои знакомства среди них в протестных целях: «Самые структурированные и жесткие ребята внутри футбола. Они не носят свастики, не зигуют, но если появится лидер, как в Сербии Аркан... Если появится такой лидер, у него будет самая серьезная структура. Не молодежь бритая, а люди тридцати, тридцати пяти лет. И власть боится этого».

При этом, как говорил Пивоваров, «Русский марш», популярный среди некоторых фанатов, можно проводить только в чужих городах и странах», а когда люди несут имперские флаги в Петербурге ему «не очень приятно». «Вот Усама Бен Ладен - вселенское зло, но как он к этому пришел? Человек из богатой семьи в Саудовской Аравии. Мог жизнь прожить с наложницами, купаясь в роскоши, но принял жизнь талиба* в горах. Мне интересны судьбы людей, их поступки, нестандартные ходы» - рассуждал Пивоваров в интервью «Русскому журналу».

Похоже, что именно из-за пристрастия к «нестандартным ходам» у Пивоварова начались неприятности со Следственным комитетом. Оппозиция (как обычно) утверждает, что дело сфабриковано по политическим мотивам. В чем суть претензий к Пивоварову со стороны СКР и как следует оценивать доводы его сторонников и соратников?

Как сообщает СКР, 27 июля 2015 года в вечернее время суток сотрудник отдела МВД России по Костромскому району Алексей Никоноров, незаконно предоставил Пивоварову доступ к охраняемой законом компьютерной информации, а именно – к интегрированному банку данных УМВД, содержащему паспортные данные жителей Костромской области, которые предназначены исключительно для служебного пользования.

Версия оппозиции такова: преступление по ч. 3 ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации» считается совершённым только при условии наступления одного или нескольких последствий, перечисленных в статье: уничтожение, блокировка, модификация либо копирование данных. Этого не произошло и умысел вроде как отсутствовал. Возбуждение дела по статье о злоупотреблении служебными полномочиями также неправомерно, говорят в «Парнасе», т.к. Пивоваров не является специальным субъектом (должностным лицом).

Однако, как утверждают правоохранители, Пивоваров был задержан с поличным при очередной передаче ему базы данных. На каком основании парнасовцы решили, что не было копирования данных из базы.  Ведь сам факт встречи с капитаном полиции они не отрицают – но утверждают, что Пивоваров лишь хотел «проверить данные граждан». Давайте рассмотрим эту версию на логичность и непротиворечивость. 

Вот что сообщил по этому поводу сам Пивоваров за неделю до своего задержания: «Мы нашли способ и проверили все собранные нами подписи на достоверность данных. Все. Повторюсь, абсолютно все наши подписи бьются через «ГАС «Выборы». Как это мы это сделали, я, пожалуй, рассказывать не буду».

Что это? Зачем Пивоваров ездил в полицию проверять подписи, если он их «абсолютно все» проверил еще неделю назад? Одно из двух: либо он лгал тогда, либо лгут его сторонники сейчас.

И если согласиться с версией соратников Пивоварова, что никакая информация не копировалась из базы, каким образом планировалось проверять тысячи подписей – на месте, в кабинете капитана полиции, вручную? Сколько бы это времени заняло – или планировалось там сидеть круглосуточно? 

Соратники Пивоварова уверены – «против Андрея, конечно, провокация. Какой смысл в покупке базы, если сегодня сдавать листы, все прошито и готово к сдаче?»

Но какой смысл было дополнительно проверять подписи, если «все прошито и готово к сдаче»? Что бы это изменило? 

Все это неизбежно наталкивает на выводы, что речь идет исключительно о получении копии из официальной базы данных. А вот зачем это понадобилось Пивоварову, надо узнавать лично у него. Быть может, функционерам «Парнаса» стало окончательно понятно, что «идеальные подписи» оказались не настолько идеальными. Чтобы их «проверить» и «улучшить», и понадобилась база данных. Пришлось в экстренном порядке идти на риск, так как поджимали сроки и выбора не было.

Удивительно, но активистов партии Касьянова вообще не смущает сам факт доступа к закрытой полицейской базе данных. Как выражается Яшин, «появилась возможность». Похоже, кто-то вдруг решил, что «мы здесь власть», а значит - все базы должны быть открыты для всех неравнодушных борцов. О правах граждан на неприкосновенность персональных данных и соответствующем законе забыли.

Возвращаясь ко второму «аргументу» о том, что Пивоваров - не должностное лицо, и дело о «злоупотреблении должностными полномочиями» завели неправомерно. Дело о злоупотреблении должностными полномочиями возбуждено не в отношении Пивоварова, а в отношении капитана полиции Никанорова – должностного лица, который незаконно дал доступ Пивоварову к базе данных служебного пользования. Но в его защиту, почему-то, никто не пишет ни постов, ни твитов, ни хэштегов. 

  • * «Талибан» – террористическая организация, запрещенная в России.