Семья биологов Пажетновых уже более двух десятков лет спасает осиротевших медвежат в своем интернате, расположенном в отдаленной тверской деревне. Свою историю они рассказали проекту "Гордость России".
Все началось с Валентины и Светланы Пажетновых, которые еще в 1970-х годах перебрались из Ростовской области в Центрально-Лесной природный биосферный заповедник в Тверской области. 5 лет Валентин Пажетнов руководил заповедником, но затем вернулся к более близкой ему научной работе и вместе с профессором МГУ Леонидом Крушинским стал автором исследования об адаптации в дикой природе медведей, выросших без матери. Эксперимент с участием медвежат Кати, Яши и Тоши длился 2,5 года и подтвердил теорию ученого о том, что присутствие рядом родителя не критично для адаптации косолапых.
Это исследование определило дальнейшую жизнь семьи Пажетновых. Они создали интернат для осиротевших медвежат в тверской деревне Бубоницы Торопецкого района, расположенной в 450 км от Москвы, и за 25 лет выкормили и выпустили в дикую природу уже 246 воспитанников. С этой работой связали свою жизнь и следующие поколения Пажетновых.
35-летняя Екатерина Пажетнова поделилась тонкостями работы. Биологи стараются максимально ограничить контакты медведей с людьми, чтобы звери не привыкли к опеке и вся реабилитация не пошла насмарку.
"Если животное знает человека и не боится его, то все пропало: в природе оно уже не выживет. Медведь — животное очень социально ориентированное, почти как собака, поэтому если люди делали попытки играть с ним или приручать его, то реабилитация бесполезна, шансов выжить в дикой природе у такого зверя просто нет", — поясняет биолог.
Ученые при контактах с медведями носят специальную одежду и перчатки, не используют косметику с сильным запахом, чтобы те не привыкли. Более того, люди стараются не разговаривать в присутствии медвежат — голос тоже может вызвать привязанность.
В год интернат принимает до 15 медвежат и старается обеспечить им размещение в условиях, максимально приближенных к природным.
"Медвежата попадают к нам совсем маленькими, у некоторых даже глазки еще не открылись. Их мы сразу же помещаем в специальный отапливаемый домик без окон, имитирующий берлогу. Температура малышам нужна довольно высокая — около 25 градусов. В возрасте до месяца они не могут обогреть себя сами. Следим мы за нашими питомцами круглые сутки", — объясняет Екатерина.
Подросших зверей переводят в специальный лесной вольер площадью более 2 га. Там у них начинают формироваться навыки, необходимые для выживания в естественной среде обитания, они начинают сами искать еду растительного происхождения. А чтобы они возвращались в приют, их подкармливают кашей. К 7-8 месяцам медведи уже приобретают все навыки для выживания, Пажетновы выпускают их на волю, преимущественно в регионы их происхождения. Это происходит обычно в сентябре-октябре, чтобы звери успевали освоиться к зиме и построить берлогу.
"Наша особая гордость, что медвежата-выпускники центра строят берлоги, ничем не отличающиеся от берлог косолапых, выросших в природе. Все наши медведи имеют специальные ушные метки, по которым мы можем отслеживать их судьбу с помощью фотоловушек. Например, в Тверской области более 10 лет живет наша медведица Нора, причем мы видели ее с разными выводками медвежат", — похвалилась Екатерина Пажетнова.