Общество

На Конгрессе молодых ученых обсудили тренды научного контента

На Конгрессе молодых ученых обсудили тренды научного контента
Фото: ИРИ

Институт развития интернета (АНО "ИРИ") провел несколько сессий на Конгрессе молодых ученых – ключевом мероприятии Десятилетия науки и технологий, которое проходит с 27 по 29 ноября на федеральной территории "Сириус".

В рамках дискуссии "Образ ученого на экране. Каким он будет завтра?", которую модерировал генеральный директор ИРИ Алексей Гореславский, участники обсудили популярность научной фантастики и важность развития самой науки для появления качественного и интересного контента.

"За два года в рамках Десятилетия науки и технологий ИРИ поддержал более 80 проектов разных форматов о науке, которые собрали 533 млн просмотров. Для нас это хороший показатель зрительского интереса к научной теме. Но важно и дальше совместно с индустрией делать качественный контент, где ученые показаны живыми, интересными людьми, а не делать контент ради контента", – сказал Гореславский.

По словам заместителя директора Департамента коммуникаций Госкорпорации "Росатом" Константина Рудера, сейчас большой дефицит достойного контента про настоящих исследователей, а у молодых ребят есть запрос на тех, на кого можно равняться и ориентироваться.

"Ученые, стоявшие у истоков разработки атомного проекта, были молодыми. Им всем было до 40 лет… В то время за учеными тянулись, именно они прокладывали путь в атомном проекте. Эти молодые ребята не шли за кем-то, они были первопроходцами. Сейчас же роль ученого видится в том, что он идет за кем-то или выполняет какие-то задачи по поручению. Но те советские физики-атомщики создали первую атомную бомбу, первую промышленную станцию, первый атомный ледокол. Они не шли за кем-то, наоборот, шли за ними", – рассказал Рудер.

Заведующая группой генной иммунотерапии Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Ирина Алексеенко добавила, что "Оппенгеймер" успешен у зрителей, потому что в нем человеческие чувства — на первом плане. По ее мнению, если бы было больше контента, где ученые показаны личностями, со своими чувствами и эмоциями, то в науку пришло бы больше людей. А популярность ученому нужна прежде всего для того, чтобы превратить свою идею в продукт.

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой также обратил внимание аудитории на то, что главное – показать человека и его чувства, о какой бы профессии ни шла речь.

При этом сценарист и режиссер анимационной студии "Воронеж" Алексей Замыслов, который работает над продолжением успешного анимационного сериала "Супергерои.ру" и над новым проектом "Герои Арктики" считает, что архетип ученого в современном фольклоре и кинематографе занимает важное место.

"Ученые, способные менять жизнь к лучшему, становятся новыми героями нашего времени. Если наше детство прошло под влиянием Disney, то хочется, чтобы наши дети выросли на мультфильмах, созданных нами, о наших героях. Многие считают, что супергерои рождаются где-то далеко, но мы создаем проекты о героях-ученых прямо здесь, в нашей стране", — заключил Замыслов.

По словам директора по контенту Wink.ru Александра Косарима, тема науки и ученых сейчас проживает процесс возрождения, и начинать нужно с молодых. Он отметил, что зрительский интерес в РФ к документальным проектам отстает от количества выпускаемого контента. Привычка смотреть документальные проекты еще не сформирована, и еще предстоит научиться делать эти проекты по-настоящему модными. Но потенциал у этого направления очень большой, и есть смысл работать и дальше, чтобы найти решение, которое начнет приводить на онлайн-платформы большой поток зрителей.

При этом вице-президент — директор управления исследований и инноваций "Сбербанка" Альберт Ефимов считает, что пока мы не будем активно инвестировать в науку, не появится аналогов "Девяти дней одного года", и что необходимо вернуть роль научных консультантов в производстве научно-популярного контента.

Говоря о будущих трендах, спикер отметил, что производителям контента важно понимать, что происходит отчуждение труда ученых от их орудий исследований, и что в будущем необходимо будет уметь это правильным образом изобразить в контенте.

Директор по связям с индустрией МТС Медиа Игорь Хомский рассказал, что сейчас научная фантастика – на пике популярности, так как помогает привлекать внимание широкой аудитории к реальной науке.

С ним согласился генеральный директор, продюсер, основатель кинокомпании "Водород" Михаил Врубель, отметив, научная фантастика – очень важная история, и что порой кино идет за изобретением, мыслью или созданной технологией, а порой оно провоцирует на создание того, чего еще нет. По его словам, важно конструировать не только образ ученого, но и образ будущего мира, технологий, ценностей, и делать это кинематографистам стоит в коллаборации с учеными.