Сенсационные изменения в губернаторском корпусе свидетельствуют о курсе на обновление кадров в госуправлении. Михаил Шахов объясняет, откуда взялись “технократы-близнецы“, и зачем они нужны Путину.
Продолжая серию замен губернаторов-тяжеловесов, накрепко прикипевших к своим местам, молодыми врио-технократами, Владимир Путин совершает подлинный переворот в кадровой политике. Из-под "старых элит" на глазах изумлённой публики буквально "выдёргивают" страну. И это вовсе не такое легкое дело, каким оно может показаться со стороны.
Как и любимый боевой приём Президента (мы знаем из его разговоров с детьми в центре "Сириус", что это т.н. передняя подсечка), — подъем регионов с поколенческим переворотом требует высочайшего мастерства исполнения. Если при выполнении зрелищного броска что-то пойдет не так, это может плачевно сказаться на его эффективности.
Несмотря на то, что со всеми уходящими главами регионов явно достигнуты договоренности о мирном оставлении высоких кресел, и "по утрате доверия" пока никого не снимали, внешнему наблюдателю не стоит обманываться тишью и гладью. Не факт, что все местные бонзы, связанные с "новыми бывшими", так уж безропотно примут неизбежное отстранение от привычных кормушек.
Способов "ответить" Москве у региональных элит достаточно — от привычных подковерных интриг (аппарат редко меняется целиком, с кадрами на местах вообще трудно), до искусственного раздувания социальных протестов. У тех, кто решит, что теряет слишком многое (например, рискует коррупционными инвестициями "в губернатора", а при новом руководителе — и отстроенными схемами, и свободой), может хватить духу на демарши.
В отдаленных и специфических регионах, где до Кремля далеко, а своя рука — владыка, такие трюки могут обойтись достаточно дорого. Тем паче, в предвыборный период.
Тем не менее, отвечая на назревший в обществе запрос на перемены (его ещё в августе зафиксировал в опросах ВЦИОМ), Путин уверенно идёт на этот, в общем-то, избыточный для себя предвыборный риск. Лишний раз демонстрируя, что созданная им система находится в отличной спортивной форме, и всегда готова ею блеснуть.
Подводя итоги осеннего ЕДГ-2017, я писал:
Что должен сделать политический патриарх, чтобы перед лицом беспощадного Времени обеспечить преемственность курса? Вырастить себе смену, конечно же.
Что же, Владимир Владимирович явно становится инициатором и "мотором" идущего обновления. Являясь гарантом стабильного развития страны, он форсирует неизбежное и назревшее обновление власти, гарантируя своим опытом и авторитетом стабильность этого процесса.
Сегодня цель Путина – переход страны к новому технологическому укладу, и упрочение позиций России в мировой экономике ради безопасной и благополучной жизни граждан нашей великой страны. Именно по его инициативе молодые управленцы – губернаторы, главы корпораций и министерств – получают шанс на самореализацию, построение карьеры.
На момент подведения итогов выборов, в "волну перемен" влилось 11 кремлевских кандидатов-новичков. В их числе — семеро "спринтеров", ставших врио менее чем за год до плебесцита. Число достаточное, чтобы уловить тренд на обновление, но не определяющее глубины этой тенденции.
Однако последовавшие события, которым мы день через день продолжаем становиться свидетелями, наглядно продемонстрировали, что список замен у Кремля оказался длиннее, чем (и без того заметные) "±10% от числа регионов РФ". На самом деле, конец "скамейки запасных" всё ещё скрыт завесой тайны: сколько всего "молодых технократов" придёт к власти до и после выборов Президента, остается только гадать.
Но, гадая, не следует забывать, что где-то (в голове Президента, в списках кадрового управления его Администрации) все ходы прописаны наперёд. Смена эпох, которую мы наблюдаем — не спонтанные лихорадочные решения (как в свое время тоже бывало; вспомним, к примеру, "подмосковный период" в карьере Шойгу, которым тогда явственно "затыкали дырку в штатном расписании"). Напротив! Серия замен выглядит тщательно подготовленной, а принцип отбора кандидатур — укладывается в ту же линию, которую можно разглядеть и на первых 7 "технократах".
Новые люди, выдвигаемые Кремлем, не только напичканы информацией из пресловутых "зелёных папок" и согласованы в административных кланах с учетом интересов финансово-промышленных групп, ответственных за развитие территорий.
Они тщательно, загодя подготовлены к предстоящей работе. Этот путь занял годы, и отбирались для него фигуры, обладающие потенциалом и достаточно молодые, чтобы успеть его реализовать.
Будто в петровские времена, молодых управленцев с мест "выдёргивали" в столицу, давали "пообтереться" в госструктурах и в крупном бизнесе. Наиболее перспективных обучали "разуметь передовым наукам" (4 октября исполнится ровно год соответствующему модулю подготовки высшего резерва управленческих кадров в РАНХиГС — на коллективном фото 40 его первых слушателей можно поискать знакомые по фотографиям "губернаторов-клонов" лица).
Отбор управленческих кадров и "растасовка" этой колоды по участкам госуправления напоминает и советские подходы к распределению — с той разницей, что место "идеологической подготовки" в критериях отбора заняла эффективность, а "уехать за 101-й километр" ни один из них не боится. Направляясь в регионы, они несут с собой передовые практики, в которых уверены. Это ценности диалога, консенсуса и сотрудничества с гражданским обществом, идеи внедрения современных технологий (кое-где уже опробованные: ярославская "Бережливая поликлиника", ИС "Лес" в Кировской области и т.п.).
Выдвиженцам удалось достичь заметных должностей в бизнесе, дорасти до чинов на госслужбе, продемонстрировав успехи в конкурентной борьбе. Такой опыт порождает динамизм, оптимизм, четкость образа будущего — и навык самоотдачи, позволяющий разбираться с застаревшими проблемами регионов, проявляя "комиссарскую" требовательность к себе и другим.
Формула, под которую кроили и ковали этих "губернаторов будущего" — основанное на знании управленческих технологий видение путей развития, и энергичная уверенность в своих силах пройти этим путём.
На данном этапе развития, стране не нужны популисты-руководители "шоу-политического" типа. Задачи интенсивного развития требуют кооптации управленцев, способных имплементировать передовые технологии и добиваться конкретных результатов.
Но "Кадровый переворот" должен стать социальным лифтом не только для элитарных выдвиженцев. Необходимо, чтобы новые назначенцы (пусть и утверждаемые плебесцитом в ходе выборов, врио воспринимаются именно как назначенцы, ставленники Кремля) черпали собственный кадровый резерв не только из "материнских" госкорпораций и финансово-промышленных групп.
Еще 20 сентября, встречаясь с 16-ю свежеизбранными губернаторами, В.В. Путин тщательно проговаривал и акцентировал: надо набирать себе команду открыто, устраивая публичный конкурс для кандидатов — без клановости и подковерных интриг.
Зачем? Процитируем Гаранта дословно:
Чтобы и молодые люди у нас понимали, чувствовали, видели, что, как сейчас модно говорить, лифты социальные работают вне зависимости от каких-то левых сил, правых сил, каких-то связей, а их профессиональный рост связан прежде всего с их личными деловыми качествами, с их уровнем подготовки, желанием и умением работать в интересах людей.
Очень верный подход: свежая кровь — горячая. Будем надеяться, что молодым губернаторам хватит целеустремленности и открытости, чтобы, руководствуясь этим принципом "кооптации по потенциалам", организовать для задач формирования своих команд карьерные лифты не хуже тех, на которых они сами сейчас воспарили к высшим государственным должностям.
Тот, кто в 2020-е годы сумеет воспитать и построить наилучшую команду, получит все шансы в борьбе за главный пост в стране — Президентский.