Здоровье

Первый завозной случай лихорадки чикунгунья зафиксирован в России

Первый завозной случай лихорадки чикунгунья зафиксирован в России
Фото National Institute of Allergy and Infectious Diseases | Unsplash

В России зарегистрирован первый привозной случай заболевания лихорадкой чикунгунья, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора агентству РБК. 

Заболевший находится в медицинском учреждении в состоянии средней тяжести. Инфицированный мужчина прибыл в российскую столицу после десятидневного отдыха на Шри-Ланке и на следующий день после возвращения обратился за медицинской помощью. Пациента госпитализировали с предварительным диагнозом лихорадка денге, однако проведенный ПЦР-анализ подтвердил наличие вируса чикунгунья. 

В Роспотребнадзоре подчеркнули отсутствие рисков распространения инфекции на территории России, поскольку лихорадка чикунгунья не передается между людьми, лишь через укусы переносчиков, а их количество в России не создает эпидемиологической угрозы. Ведомство напомнило о работе системы "Периметр" в пунктах пограничного контроля, которая анализирует эпидемические риски и способствует выявлению граждан с признаками инфекционных болезней, прибывающих из стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией.

Инфекционное заболевание распространяется посредством укусов желтолихорадочных и азиатских тигровых комаров, которые в основном обитают в африканских, азиатских странах и государствах Латинской Америки. Первые проявления болезни возникают через 4-8 суток после укуса зараженного насекомого.

Клиническая картина заболевания включает интенсивные болевые ощущения в суставах и мышечной ткани, лихорадку, отечность, тошноту, кожные высыпания, общую слабость и цефалгию. В большинстве случаев лихорадка протекает без серьезных последствий, при этом в группу повышенного риска входят новорожденные, люди пожилого возраста и лица с ослабленным иммунитетом. При тяжелом течении возможно развитие осложнений со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы.

Впервые вирус чикунгунья был идентифицирован в 1952 году в Танзании, впоследствии в Таиланде и Индии. В мае 2025 года на Шри-Ланке зафиксировали наиболее активную за два десятилетия вспышку болезни.