Владимир Путин сегодня выступил с обращением. Президент объяснил, почему пенсионную систему нужно менять именно сейчас, что это даст и как повысить возраст выхода на пенсию, чтобы это не стало шоком для россиян. Он рассказал о поправках, которые будут внесены в законопроект и смягчат условия выхода на пенсию. Максим Равреба анализирует обращение президента и объясняет, почему российские власти выбрали самый оптимальный вариант.
Самое ожидаемое выступление президента вызвало, наверное, двоякую реакцию. С одной стороны, доводы Владимира Путина очевидны, продуманы, логичны и доходчивы. И правда, цель - стабильность пенсионной системы, чтобы не жить по принципу: "после нас хоть потоп". 800 миллиардов рублей, которые в результате изменений сэкономит Пенсионный фонд, пойдут на увеличение пенсий и индексацию страховых пенсий. С другой стороны, изменение пенсионной системы все же не отменено, а смягчено. Оно будет, потому что "откладывать больше нельзя". Сегодня Владимир Путин фактически взял на себя личную ответственность за новшества в пенсионной системе и по сути закрыл политическую страницу дискуссий вокруг них. Изменения будут, но мягкими, а не шоковыми.
Утешением может быть вот что. Подобные изменения в пенсионной системе прошли или проходят все постсоветские государства (и многие европейские). Все они столкнулись с похожими проблемами: старение и сокращение трудоспособного, работающего населения. Как следствие - нехватка денег на систему солидарного пенсионного обеспечения, при котором работающие отчисляют деньги на пособие старикам. Так что все так или иначе пытаются изыскать средства. Многие страны бывшего СССР ввели пенсию из трех составляющих: солидарной, обязательной накопительной и добровольной накопительной. Но абсолютно все уже повысили или повышают пенсионный возраст.
В Казахстане мужчины выходят на пенсию в 63 года. Для женщин пенсионный возраст повышается с этого года с 58 лет на полгода в год, чтобы дойти до одинакового возраста с мужчинами.
В Белоруссии закон о повышении пенсионного возраста был принят в 2016 году. А само повышение началось в 2017. К 2023 году он вырастет с 60 до 63 лет для мужчин и с 55 до 58 лет для женщин.
На Украине изменения начались еще в 2011 году, при Януковиче. Суть задумывалась той же, а специфика состоит в уравнивании возраста выхода на пенсию. Сейчас женщины там начинают получать выплаты в 58 с половиной лет. Но повышение будет продолжаться до 60. В 2017 минимальный трудовой стаж увеличен на 25 лет, а в 2019 планируется ввести обязательную страховую составляющую пенсии. И здесь Украина сильно отстала от других стран бывшего СССР.
До 2014 года в Латвии возраст выхода на пенсию составлял 62 года для мужчин и женщин. А теперь повышается до 65. Переходный период завершится в 2025 году. Та же самая ситуация в Литве и Эстонии.
Так что, как видим, в России не самая плохая модель. Президент предложил не уравнивать мужчин и женщин. Изначально хотели увеличить возраст выхода на пенсию для женщин на 8 лет. Путин объявил, что в итоге поднимут на 5. Итак, женщины смогут уходить в 60, мужчины - в 65.
Из приятных моментов – очень позитивный сигнал для людей предпенсионного возраста – гарантия сохранения последнего рабочего места и защита от увольнений. И назначение дополнительной меры защиты: предпенсионный срок – пять лет до выхода на пенсию. Административная и даже уголовная ответственность для нарушителей этой нормы.
Вице-премьер России Татьяна Голикова сразу пояснила, что наказанием за увольнение работников в предпенсионном возрасте может стать штраф до 200 тысяч рублей или зарплата за 18 месяцев. Тут уже ничего придумывать не надо - будут ориентироваться на статью за увольнение беременных. Правда, она добавила, что это еще будут обсуждать с работодателями и профсоюзами.
Как именно предложение президента будет оформлено, увидим в ближайшее время. Ну а пока наблюдатели оценивают этот посыл как несомненный позитив. Известно, что после 45 и уж точно после 50 лет работу найти очень сложно. А потерять ее, "не добежав до пенсии", порой очень легко. В нашей стране на рынке труда парадоксальная ситуация. С одной стороны, работодатели жалуются на дефицит квалифицированных кадров. С другой, они же считают, что в 50 лет чему-то новому работника уже не научить, пожилые – жестче, с ними сложнее, так что стараются найти помоложе. Говорить о поголовной безработице в категории 50+ нельзя. К тому же после назначения пенсии 60% сотрудников остаются на своих рабочих местах. А в среднем около 30% пенсионеров России работают.
В любом случае предложения президента возлагают ответственность и на работодателей. Государство же в данном случае берет на себя надзорную и третейскую функцию. Также за счет работодателей предпенсионеры получат дополнительные выходные и приоритетное право на трудоустройство. Полагаю, что это не сможет ущемить молодых на рынке труда. Сейчас, например, есть норма – первым предлагать работу гражданам РФ. Но это никак не снижает количество иностранцев на рабочих местах даже в Москве.
Однако Владимир Путин предложил кое-что и работодателям. Говоря о возможности для предпенсионных групп повышать квалификацию, президент упомянул, что здесь может помочь государство, утвердив спецпрограмму. То есть работодатели смогут претендовать на поддержку из федерального бюджета. Такой поворот дела предполагает обратную связь и диалог с бизнес-объединениями, которые получат возможность активно участвовать в обсуждении стимулов, особенно в вопросе программы переподготовки кадров.
Центры переподготовки пенсионеров существовали в регионах. Например, в Набережных Челнах совсем недавно - 11 июля - было объявлено о том, что с ноября стартует центр переподготовки и профориентации. Переподготовка проводилась в Белоруссии и Украине. При этом роль работодателей в ней была ключевой. Бизнес сам выходил с предложениями на уровень правительства.
Сам факт того, что программа будет финансироваться из федерального бюджета, – это мотив для работодателей, которым будет выгодно переучивать своих сотрудников, а не искать новых. По мнению некоторых наблюдателей, весьма действенной мерой может стать льготная ставка для отчислений в Пенсионный фонд, если речь идет о сотрудниках предпенсионного возраста. Бизнесу будет выгодно уменьшить на половину отчисления в ПФР в течение пяти лет.
Если рассуждать, что есть меньшее зло в этом случае, то следует вспомнить о том, что часть населения вообще не рассчитывает на пенсии, работая с "черным налом". У государства был выбор: выводить их из тени или пойти на "мягкие" изменения. Нужно признать, что государство выбрало меньшее зло.