Норвежское правительство не стало делать исключение из антироссийских санкций для грузов, отправленных российским поселениям на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Об этом сообщает местная телерадиокомпания NRK со ссылкой на заявление МИД Норвегии.
"Конкретный запрос о разрешении на транспортировку грузов был отклонен", — подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве.
Как утверждает телекомпания, посольство РФ направило в министерство иностранных дел Норвегии запрос от имени треста "Арктикуголь" о пропуске 20 т продовольствия в российский шахтерский поселок Баренцбург.
В ответ на вопрос телекомпании в местном МИД отметили, что на территории Баренцбурга действует то же законодательство, что и во всем архипелаге. Генконсул РФ Сергей Гущев рассказал в интервью NRK, что в данный момент ситуация стабильна, а российские дипломаты работают над получением льгот для товаров "по гуманитарным соображениям".
Губернатор Шпицбергена Ларс Фаузе заявил, что продолжает поддерживать регулярные контакты с трестом "Арктикуголь" касаемо грузоперевозок.
"Я могу заверить вас, что никто не пострадает ни в коем случае, пока Норвегия имеет полный и безоговорочный контроль над архипелагом", — пообещал он.
В апреле министр иностранных дел Норвегии Анникен Хюитфельдт заявила, что королевство закроет границу для грузовиков и порты для судов из России. Тогда правительство Норвегии пообещало, что ограничения не коснутся архипелага Шпицберген, однако обещание свое не выполнило.
В России блокаду Шпицбергена сочли аморальной
Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил, что отказ Норвегии пропустить российский груз на Шпицберген является аморальным и негуманным. Об этом он сообщил в своем Telegram-канале.
"Своим волевым решением норвежские власти пытаются оставить российских шахтеров без продуктов питания, что аморально по своей сути. Это нарушает права человека и принципы гуманизма", — написал он.
Косачев подчеркнул, что таким образом правительство Норвегии нарушило Парижский договор 1920 года, согласно которому его стороны, в том числе Норвегия и Россия, как правопреемник СССР, признали Шпицберген территорией Норвегии, однако при условии, что ввоз грузов стран—участниц соглашения не будет подвергаться тем или иным ограничениям.
По словам Косачева, Осло ранее уже нарушал договор, установив в "одностороннем порядке рыбоохранную зону" на 200 миль, не предусмотренную "ни Парижским договором 1920 года, ни Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, ни каким-либо другим международным актом". Это, по словам вице-спикера Совфеда, мешает участникам соглашения реализовывать свои права на рыбную ловлю.
Клишас поставил под сомнение суверенитет Норвегии над Шпицбергеном
Председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас согласился с коллегой в своем Telegram-канале, комментируя слова Косачева.
"Согласен с Косачевым, но, переводя с дипломатического на юридический, после действий Норвегии, с данного момента, суверенитет этот страны над Шпицбергеном под большим вопросом", — заявил он.
Как утверждает сенатор, граждане РФ на островах архипелага Шпицберген должны быть обеспечены норвежским правительством всеми необходимыми товарами, а их безопасность гарантирована в полной мере. Клишас выдвинул гипотезу, что в мире XXI века суверенитет является не только лишь правом и возможностью осуществлять всю полноту государственной власти на определенной территории, но и правом и способностью гарантировать и защищать права собственных граждан.
Карта Шпицбергена
Шпицберген — архипелаг в Северном Ледовитом океане, в данный момент признанный как территория Норвегии. На этой территории, однако, функционируют два поселка, в которых с начала 1930-х годов вели разработки угля советские и позже российские шахтеры. Главное представительство России на Шпицбергене – город Баренцбург, где живет около 500 человек, в нем же располагается генеральное консульство РФ в Норвегии.
В соответствии с вышеупомянутым Парижским договором в Баренцбурге запрещено хождение рубля. Кроме того, населенный пункт ни одна дорога не связывает с Лонгйиром, административным центром Шпицбергена. Потому доставлять российским шахтерам необходимые грузы можно либо на вертолетах, либо морем.