Статьи

Для народа, а не хайпа: каким должно быть российское политическое ТВ

3.3k
Комментарии 0
Для народа, а не хайпа: каким должно быть российское политическое ТВ
Максим Жаров

Американский Совет по исследованиям СМИ выяснил, что телеканалы отводят колоссальное количество эфирного времени теме России. То же наблюдается и у нас. В течение долгого времени в популярных ток-шоу на известных каналах обсуждали главным образом внешнеполитические события, приглашая экспертов на дискуссию об Украине, Сирии и США. Максим Жаров обращает внимание на изменения, которые произошли в редакционной политике телевизионных гигантов, и объясняет, с чем они связаны.

Как-то тихо и практически незаметно происходит на российском телевидении слом уже ставшей привычной для телезрителя внешнеполитической линии - "жвачки" из Украины, Сирии и про "клятых американцев". Пока еще очень робко и неумело ведущие телеканалы страны в своих общественно-политических ток-шоу начинают интересоваться жизнью простых жителей России, их проблемами, радостями и горестями.

27 июня в эфире "Первой студии" на Первом канале разбирался вопрос с переселением жителей Ижевска из отвратительных бараков, аварийное состояние которых давно не секрет для местных властей. А сегодня в программе "Право голоса" в эфире ТВЦ будут обсуждаться молодежные проблемы.

Конечно, это только первый шаг к смене акцентов в общественно-политическом вещании телеканалов, который назрел уже давно. Разворот российского телевидения в сторону обсуждения проблем внутри страны крайне необходим как нам, простым телезрителям, так и самим телеканалам.

По данным свежего опроса ФОМ, 48 процентов россиян смотрят телевизор для того, чтобы ориентироваться в текущих событиях именно в нашей стране, и только 12 (!) процентов наших сограждан интересует жизнь людей в других странах.

Видят люди и деградацию общественно-политического вещания на телевидении. За два последних года, по данным социологов ФОМ, в полтора раза (с 7 до 11%) увеличилось количество тех, кто считает, что качество информационно-политических программ на телевидении изменилось к худшему.

Желание людей знать и говорить прежде всего о том, что происходит в их собственной стране, слишком очевидно. И поэтому попытки и далее закармливать телеаудиторию внешнеполитической тематикой с крайне высокой степенью агрессивности дискуссии ведут к росту недовольства и тревожности в обществе.

Кстати, об уровне агрессии в современных ток-шоу о политике. Телевизионщики, занятые в производстве программ на общественно-политическую тематику, почему-то считают, что чем громче и яростнее крик оппонентов в студии (в соцсетях сейчас популярно сленговое выражение "хайп", его тоже можно использовать для описания реальности на ТВ), тем сильнее поднимается рейтинг у этой программы в момент ее показа в эфире. Побывав на нескольких таких ток-шоу в качестве приглашенного эксперта и пообщавшись со своими родственниками и друзьями, которые регулярно смотрят такие программы, могу сказать, что это не так.

Количество телезрителей, живущих эмоциями в ток-шоу, относительно невелико и вряд ли составляет большую часть постоянной аудитории общественно-политических программ, которую социологи ФОМ оценивают всего в 20%. Между тем за криком чуть ли не рвущих друг у друга волосы оппонентов в ток-шоу вдумчивый телезритель не слышит сути ими сказанного, в результате чего этот зритель теряет интерес к обсуждаемой теме. И… переключает канал!

Поэтому не стоит удивляться падению популярности за последние полгода у телезрителей "Первого канала", в котором "кричащий" формат общественно-политических ток-шоу доминирует, и одновременно росту рейтингов телеканала "Россия-1", где к ток-шоу о политике с некоторых пор стали подходить более тонко.

Существует и другая, не менее важная, причина, по которой отказ от агрессивной внешнеполитической "жвачки" на ТВ или, как минимум, существенное сокращение ее доли в телеэфире необходим уже в самое ближайшее время. Это чрезмерная демонизация России и президента Путина в западных СМИ.

В самом деле, когда западные журналисты, аккредитованные в России, смотрят наши телеканалы и бурлящие злобой и ненавистью ток-шоу, они, возможно, даже сами того не желая, начинают верить в те небылицы о "стране-агрессоре", которые распространяют некоторые наши чрезмерно "миролюбивые" соседи. Агрессия в общественно-политических ток-шоу на ТВ для представителей западных СМИ, получивших редакционные задания на дискредитацию нашей страны – лучшее "доказательство" якобы агрессивности страны, в которой они производятся. В том числе и поэтому в общественно-политическом вещании на нашем телевидении необходимы скорейшие перемены.

Необходимо вернуть российское телевидение жителям нашей страны, то есть нам с вами. Надо сделать так, чтобы на Первом канале или на "России-1" царствовал не "Его Величество Хайп", а содержательный интеллектуальный спор о ближайшем и не очень будущем страны. Для телевизионного менеджмента сделать такой разворот, как показывают события первой половины этого года, будет очень непросто. Потому что привыкли. И от привычки к агрессии в ток-шоу как источнику халявного хайпа телевизионщиков отучит только дальнейшее падение рейтингов их телеканалов. А этого, конечно, им очень не хочется.

Подписывайтесь на нас в Instagram:
https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Поделиться / Share