Минпромторг хочет поменять систему оценки уровня локализации автомобилей. Telegram-канал "МашТех" отмечает, что нововведения могут усложнить жизнь отечественным предприятиям, и так испытывающим проблемы из-за санкций. Так, изменения приведут к тому, что ни один производитель не будет соответствовать требуемому уровню баллов для госзакупок, и Lada после изменения системы рискует лишиться преференций и полной компенсации утильсбора.
В материале отмечается, что ведомство планирует перераспределить баллы в рамках системы оценки локализации автомобилей от сварки, окраски и штамповки кузовных деталей машин в пользу автокомпонентов. По новым правилам оценка кузовных операций в расчете локализации резко снизится, а цениться станет использование отечественных комплектующих. При этом многие из них в РФ не производятся, а автопром и не планировал выпускать их на территории страны.
В частности, обновленная Lada Vesta набирает в совокупности 4500 баллов, а для полной компенсации утильсбора производителю сейчас нужны 2500 баллов. Новые правила отберут у Лады примерно 1700 баллов, что уже поставит модель "на грань".
В 2025–2026 годах для получения полной компенсации автомобиль должен будет набрать уже 3701 балл, а значит, условная Vesta точно выпадет из списка автомобилей, получающих преференции, если серьезно не увеличит количество "импортозамещенных" комплектующих. В 2027 году минимальная планка снова вырастет - до 4835 баллов, а в 2028 году и вовсе до 5400.
"Изменениями правил Минпромторг пытается заставить производителей развивать компонентную отрасль, но пока есть все шансы на то, что отечественных комплектующих так и не появится, а машины просто будут лишаться баллов. Разумеется, автопроизводители переложат свои финансовые потери на плечи покупателей, сделав и так не самые дешевые машины еще дороже", – резюмировали в "МашТех".
В конце января крупнейшие отечественные автоконцерны "АвтоВАЗ", КамАЗ и "Соллерс" попросили Министерство промышленности и торговли РФ продлить действие упрощенных требований к выпуску машин как минимум до середины 2024 года. Как заявили представители автопроизводителей, трудности в логистике компонентов все еще остаются актуальными, а локализация сборки многих запчастей весьма далека от завершения: на нее не придется рассчитывать в 2023 году.