Такие IT-гиганты, как Facebook* или Google, добились значительного веса не только в США, но и за их пределами. Их власть в IT-сфере достигла угрожающих размеров - по сути, эти компании по сути стали монополистами на мировом рынке. Сейчас перед пользователям предстоит выбор, кто будет управлять их жизнью: государство или крупные технологические корпорации.
Директор Института права и развития ВШЭ-Сколково и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов обратил внимание на актуальность проблемы регулирования монопольного положения глобальных IT-компаний в России и в мире.
"Особенно сейчас, когда идет пандемия. Проблема цифровой трансформации экономики стояла и раньше остро и привела нас к тому, что у нас появились новые монополии, которые работали по новым принципам и иначе увеличивали свою рыночную власть и иначе злоупотребляли ею, чем привычные нам монополии прошлого. Если индустриальные монополии находились в периметре достаточно жесткого антимонопольного регулирования, которое устанавливало определенные требования, то цифровые монополии из-под этого регулирования выскочили, потому что их бизнес-модели шли, что называется, ниже радаров антимонопольного контроля, который сложился в индустриальную эпоху", - указал он.
Антимонопольные органы всех развитых стран ищут меры для спасения конкуренции на данном рынке. Однако из-за огромной скорости развития сферы ни у одного государства нет совершенного "цифрового" законодательства. По большей части на это влияет доминирующее положение IT-гигантов и ресурсы, которыми они располагают, - это позволяет им сдерживать любых конкурентов.
Причем пострадавшими от такой ситуации оказываются не только стартапы, но и крупные компании. В частности, Android Open Source Project (AOSP) и сообщество Open Handset Alliance (OHA) позволили Google фактически запретить создавать устройства с альтернативными ОС. Из-за этого Android Acer так и не смог запустить телефон с использованием операционной системы от Alibaba. В список пострадавших входят и такие крупные компании, как Spotify и Лаборатория Касперского, обратившиеся с исками к регуляторам ЕС и России против Apple.
В прошлом году в России был принят законопроект о предустановке отечественного софта на мобильные устройства. Как объяснил директор Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов, предустановленные программы имеют заведомое конкурентное преимущество перед другими программами, которые требуют от пользователей действий для их активации.
"Отечественные приложения, востребованные пользователями и максимально адаптированные к национальным особенностям, при всем при том не имеют равных условий с предустановленным зарубежным ПО. Предустановка отечественных приложений на абонентские устройства и обеспечение полной удаляемости приложений, не влияющих на работоспособность устройств, предусмотрены Дорожной картой по развитию конкуренции. Для исполнения Дорожной карты ФАС России разработала концепцию соответствующего регулирования. По нашему мнению, законопроект направлен на достижение тех же целей, то есть предоставляет российским разработчикам недискриминационный доступ на рынок, снижает барьеры и способствует развитию конкуренции", - отметил он.
Кроме того, ФАС удалось добиться включения компанией Google в окно выбора приложения "Яндекса" и Mail.ru, обеспечив тем самым условия справедливой конкуренции.
Монополизация может привести к полному исчезновению альтернативных игроков. Например, Google способен "снижать поток пользователей к конкурирующим сервисам и повышая долю рынка своим не всегда лучшим сервисам". Такой тренд "негативно скажется на конкуренции" и в конечном итоге "выйдет потребителям боком", уверен Иванов.
"В частности, если основные цифровые сервисы будут реализованы в рамках больших экосистем, построенных вокруг цифровых платформ, потребитель не сможет точечно решать, какую информацию и кому раскрыть, так как будет действовать по правилам экосистемы монополиста. То есть потребитель станет очень уязвим, данные о нем слишком хорошо контролируемы, что приведет к контролю и потребительского поведения со стороны цифровых монополистов и как следствие они будут играть на этой уязвимости, продвигая свои товары и услуги", - указал Иванов.
Однако монопольным положением цифровых гигантов обеспокоены и США, несмотря на миллиардные доходы от американских разработчиков. Напомним, президент США Дональд Трамп неоднократно критиковал Google и Facebook* за нарушение принципов свободы слова, выражающееся в несправедливом отношении к консервативным сетевым активистам. Кроме того, он нападал на Amazon за злоупотребление Американской почтовой службой.
Интернет-гиганты, выяснили в США, используют схемы с офшорами для ухода от налогов, хотя сейчас это второстепенная для Вашингтона проблема. Важнее то, что снижая налоги, американская администрация рассчитывала на какие-то встречные шаги со стороны компаний. Еще одной проблемой стал дефицит бюджета в США, что особенно важно в свете разговоров об увеличении расходов на инфраструктуру и разные социальные программы. В таких обстоятельствах антимонопольное расследование может стать удобным фоном, чтобы привлечь корпорации к ответу и по налоговым делам.
"Антимонопольные меры – это своего рода иммунный ответ экономического организма. Плохие практики, как плохие клетки, подавляются, а хорошие методы конкурентной борьбы, наоборот, поддерживаются. Надо быстро реагировать на конкретные проблемы, развивать иммунную систему нашей экономики, которая сможет реагировать на все эволюционирующие формы злоупотреблений глобальных компаний, а не блокировать экономический обмен, рассматривая все иностранное как вредное и опасное. Бизнес будет развиваться, и антимонопольное реагирование на злоупотребления тоже будет меняться. Такой естественный процесс", – резюмировал Иванов.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ