Фантастический блокбастер "Мстители. Финал" собрал в первый уикенд $1,2 млрд по всему миру. Наибольший вклад внесли жители США и Китая, но и Россия тоже установила своеобразный рекорд — рекорд по предварительным продажам. Российский Минкульт перенес премьеру на пять дней, из-за чего в ФАС уже поступила жалоба: заявитель просит разобраться, не нарушает ли министерство законодательство, сдвигая даты иностранных фильмов ради отечественных лент. Дмитрий Лекух — о стратегии Минкульта и о делах отечественного кинематографа, который пока не может похвастаться большими успехами даже с такой политикой "протекционизма".
Согласно неофициальной информации, премьера финальной части "Мстителей" в России была отложена по настоянию Министерства культуры Российской Федерации как раз ради отечественного фильма с символичным названием "Миллиард", который, вот беда, в отечественном прокате с оглушительным треском провалился.
Но уж в кого тут бессмысленно "кидать камень", так это в данном случае в "несчастное" отечественное Министерство культуры. И тому множество причин.
Во-первых, как справедливо отмечают наиболее хладнокровные коллеги, Министерство культуры Российской Федерации — это орган исполнительной власти России, а не куда более удобоваримых по кино-климатическим условиям Соединенных Штатов Америки в целом и штата Калифорния в частности. Следовательно, забота об успешности продукции Голливуда на российском прокатном рынке по вполне понятным причинам не входит в перечень обязанностей этого чиновничьего учреждения. И даже бюрократической отчетности от него по этому поводу, в отличие от того же откровенно убогого "Миллиарда", не требуется. Если так разобраться, отечественное министерство — хоть оно, конечно, и "культуры" — имеет служебный функционал отнюдь не в столь любимой творческой интеллигенцией парадигме "за все хорошее и против всего плохого".
В сфере кинопроизводства и кинопроката Министерство культуры, как скучное бюрократическое ведомство, отвечает перед вышестоящим начальством исключительно за показатели отечественного кино, в том числе за кассовые сборы и долю в прокате даже такого "шедевра" отечественного кинематографа, как фильм "Миллиард".
Во-вторых, "Миллиард" финансировался еще по "старой схеме" — через Фонд кино. В котором тогда еще слово Министерства культуры имело вес столь воздушный, что распределители "творческо-финансовых потоков" предпочитали на него особого внимания не обращать. Да, сейчас ситуация несколько изменилась, но и печальное наследие, типа вот этой вот сказочной феерии, которую не спасает даже мужественно-волосатый Машков, просто так в помойку не выкинешь. А отчет по кассовым сборам требуется прямо сейчас.
Да дело тут даже и не в этом. Если мы хотим, чтобы отечественный кинематограф хоть как-то возрождался, нам необходимо сделать две простые вещи: расчистить, в том числе и путем "квот" (это не наше изобретение, не верите, спросите хотя бы у французов), путь в прокат для отечественного производителя. И как раз с этим чиновники в том числе и того же Минкульта худо-бедно и не без очевидных накладок, но справляются.
С "пунктом два", а именно "снимать хорошее отечественное кино", все гораздо сложней. Поясню через пример из совершенно другой отрасли — сельского хозяйства. Еще совсем недавно перед ним стояли схожие проблемы, да и лечили их схожим образом: урезали рынок для зарубежных производителей и дали различные преференции своим — от льготного кредитования до логистических субсидий транспортникам. Как говорят наши американские партнеры (они вообще со всей своей экономикой после кризиса 2008 это сделали), "залили деньгами".
Нет, никто не говорит, что это было просто, — иной раз от государства требовалась подлинная управленческая эквилибристика. Но в итоге сельское хозяйство в стране заработало, есть чем реально гордиться. Пресловутые "хамон и пармезан" делать так и не научились, но и отрасль просто шикарно на общем фоне развивается. Да и, что называется, "в хороших домах" чуть ли не правилом хорошего тона стало наличие именно отечественных продуктов на столе.
Так вот, в кинематографе так, к сожалению, не получается. Мы это мало обсуждаем, но, когда в пресловутые 90-е "приватизировалось" все, было "приватизировано" и творческое пространство. После чего, как и на любой частной территории, чужим появляться запрещено. И так дело обстоит далеко не только в кинематографе. Чтобы все стало довольно выпукло и понятно, достаточно посмотреть на российский шоу-бизнес и какие-нибудь его выставочные мероприятия типа новогодних телевизионных эфиров, уже давно называемых в народе исключительно "ночью живых мертвецов".
Как говорил товарищ Сталин, "других писателей у меня для вас нет". Так вот в кинопроизводстве все приблизительно то же самое. Есть несколько влиятельных кланов, занятых преимущественно перекрестным опылением, и далеко не все они плохи и далеко не все производят негодный продукт. Но вот только даже их совокупный творческий потенциал явно недостаточен для гигантской и неплохо образованной страны. Вот и приходится иногда тупо калькировать голливудскую категорию "Б", не просчитывая даже маркетингово аудиторию. Любой маркетолог вам заранее скажет, что веселый комедийный боевик, если он построен на показе того, как волосатый Машков со своими кинооппонентами весело, со стрельбой, делят украденное у народа, вряд ли вызовет у этого самого народа любовь к любой из сторон "конфликта". И уж российский-то зритель, за исключением сравнительно небольшой части столичной публики, лишний раз за свои же деньги вспоминать об этой радости не захочет, потому что "сволочи они все".
На "приватизированное творческое пространство" посторонних запускать не по правилам, а своих силенок осваивать государственные деньги уже объективно не хватает, даже с учетом подрастающего поколения. Все же знают, сколько у нашей творческой элиты растет прямо-таки удивительно даровитых детей.
Вот и приходится гнать откровенную халтуру, настолько непросчитанную даже с точки зрения маркетинга, хрен с ним с "высоким творчеством", которую не спасет любой, даже самый замечательный, актерский ансамбль.
И вот если здесь Министерству культуры удастся хотя бы банально разбавить этих "приватизаторов процесса" хоть какой-то свежей кровью, хотя бы на уровне управления отраслью, тогда уже можно и заливать ее деньгами. Тогда можно будет "коллективному минкульту" отлить памятник, как минимум, за спасение отечественного кино. А пока рановато.
Потому как даже само понятие "импортозамещения" имеет смысл только тогда, когда этот самый импорт есть чем хотя бы сравнимым по качеству замещать. Определенные подвижки в этом направлении есть, их трудно отрицать: из 130 отечественных релизов за прошлый год 16 "прошли по плюсу", среди них и сидоровский "Т-34", и "Лед", и даже последние "Елки" — я сейчас говорю не о художественных достоинствах, а о массовом кинематографе. Все же фильм "Мстители" тоже трудно отнести к высокохудожественным шедеврам.
Но этого явно мало. Да и работать надо все-таки как-то тоньше: понятно, что если на свободном рынке в конкретный момент времени сталкиваются интересы отечественной киноиндустрии (субсидируемой из госбюджета) с интересами Голливуда и частного кинопрокатного бизнеса, — угадайте с одного раза, на чьей стороне должен быть чиновничий административный ресурс. Но тогда хотя бы такое дерьмо, как "Миллиард", ставить в прокат не надо, чтобы переносилась премьера "Мстителей". Потому как, когда уик-энд старта заключительной части саги о команде супергероев приносит на фоне провалившегося отечественного "заменителя" "Миллиарда" больше миллиарда долларов, то это уже выглядит для всех окружающих тоже как-то довольно смешно.