Высокий суд Лондона принял решение рассмотреть в ускоренном порядке дело по долгу Украины перед Россией в 3 млрд долларов. Суд не признал политическую подоплеку займа. Эксперты считают, что у Украины нет шансов оспорить требование о выплате задолженности по облигациям. Ruposters разобрался, как возник долг в 3 млрд долларов и какую роль играет Высокий суд Лондона.
Как возник долг
17 декабря 2013 года президент России Владимир Путин встретился в Кремле с президентом Украины Виктором Януковичем. Речь шла о цене на газ: стороны обсуждали возможность снижения цены и вопросы ограничений во взаимной торговле. По итогам встречи стало известно, что Россия снизит стоимость природного топлива с 400 до 268 долларов за тысячу кубометров и купит украинские гособлигации на 15 миллиардов долларов. Деньги на покупку облигаций были выделены из Фонда национального благосостояния. В случае, если Россия выделила бы Украине все 15 миллиардов, это лишило бы фонд 17% всего его бюджета.
Экс-президент Украины Виктор Янукович и президент России Владимир Путин
Переговоры между двумя сторонами проходили через несколько недель после приостановки Януковичем подписания соглашения об ассоциации с ЕС и начала протестов на Майдане. К декабрю Украина начала испытывать серьезные финансовые проблемы, в стране сократились золотовалютные запасы. Спрос на валюту начал расти и составлял около двух миллиардов долларов в месяц. Решить экономические проблемы страны можно было с помощью внешних заимствований. При этом их среднерыночная стоимость была на уровне 12% годовых. Сотрудничество с МВФ, в котором кредит можно было взять под 3%, было приостановлено.
Взять в долг у МВФ возможности уже не было
Именно поэтому Янукович вел переговоры с Россией. 15 млрд долларов в начале 2014 года составляли всю потребность страны. Полную сумму Украина должна была получить в течении полутора лет. Россия вкладывалась в украинские европейские бонды через Ирландскую биржу. Первый пакет еврооблигаций Украины был приобретен уже 22 декабря. Срок обращения еврооблигаций был до 20 декабря 2015 года. Выплаты по купону раз в полгода. Остальные транши должны были быть выданы равными долями в 2014 году, но после смены власти в стране Россия приостановила кредитное сотрудничество.
Вопросы реструктуризации
Хотя Украины взяла российские деньги под 5% годовых вместо 12% у других кредиторов, в предложенном ей "контракте" таились некоторые подводные камни. Подписанный контракт содержал пункт о том, что в случае, если соотношение украинского госдолга к ВВП превысит отметку в 60%, Россия может потребовать вернуть займ. При этом в 2013 это соотношение уже составляло около 45%. Уже в начале 2015 года соотношение украинского госдолга к ВВП превысило отметку в 75% и дало России возможность потребовать деньги назад досрочно.
Тем не менее в РФ не стали сразу использовать эту возможность, и Украина осталась в подвешенной ситуации, когда кредитор может потребовать деньги в любой момент. При этом, когда Украина договаривалась с другими кредиторам о реструктуризации коммерческих кредитов с частичным списанием их суммы, Россия не стала садиться за стол переговоров. Российские власти указывали, что кредит был межгосударственным. Деньги выделялись не из коммерческих структур, а из фонда благосостояния, и размещались всего под 5% годовых. Вернуть полученный займ, согласно условиям контракта, Украина должна была уже 20 декабря 2015 года.
Требования "новой" Украины
Когда к власти на Украине пришел новый президент Петр Порошенко, страна продолжила выплачивать проценты по займу. Но из-за того, что Россия отказывалась договариваться с коммерческими кредиторами, риторика политиков стала жестче. 15 июня 2015 года украинский лидер сделал громкое заявление, в котором назвал кредит в 3 млрд долларов взяткой, полученной его предшественником Виктором Януковичем за отказ от евроинтеграции. Он подчеркивал, что Россия выдала кредит в форме покупки еврооблигаций, а потому должна рассматриваться как частный кредитор. Власти Украины и ранее упоминали о своем нежелании возвращать долг.
Президент Украины Петр Порошенко занял бескомпромиссную позицию
Так, в мае 2015 Верховная рада принимала закон о праве ввести мораторий на выплату внешних долгов. В правительстве тогда заявили, что деньги страны должны идти на нужны граждан, а не на возврат кредитов, полученных "клептократическим режимом Януковича". На следующий день после заявления Порошенко глава украинского Минфина заверила, что страна признает долг перед Россией. При этом в ведомстве пообещали добиваться реструктуризации. Переговоры Украины с коммерческими кредиторами успешно завершились к 27 августа 2015 года. Тогда украинское правительство добилось списания 4 млрд долларов долга, сроки погашения займов растянулись до 2027 года.
До 2016 года Наталья Яресько занимала должность министра финансов Украины
Долга перед Россией, тем не менее, это все не касалось. 8 декабря того же года, за 12 дней до того, как украинское правительство обязано было вернуть займ, МВФ решил пересмотреть свою политику к странам с суверенной задолженностью. Отныне финансовая организация могла продолжить кредитовать Украину, несмотря на то что страна не выплатила долг по еврооблигациям. 17 декабря МВФ поставил точку в споре о природе долга и признал его суверенным, а кредит межгосударственным. На следующий день премьер-министр Украины Арсений Яценюк наложил мораторий на выплату российского долга и процентов под нему. Под мораторий также попали выплаты предприятий "Южное" и "Укравтодор" российским банкам.
Экс-премьер-министр Украины Арсений Яценюк был против российского варианта реструктуризации
Еще в ноябре президент России Владимир Путин предлагал Украине свой вариант реструктуризации, по которому никаких выплат в 2015 году не предусматривалось. При этом в 2016, 2017 и 2018 годах украинским властям пришлось бы отдавать по 1 млрд долларов ежегодно. Яценюк тогда заявил, что на условиях России долг выплачиваться не будет. Украинская сторона требовала уменьшить долг на 20% и перенести выплаты по нему на 4 года. При этом после реструктуризации долга перед другими кредиторами дефолт Украины по выкупленным Россией евробондам перестал иметь для них значение. Новые облигации, выпущенные Украиной, не предусматривали кросс-дефолта в случае нарушения обязательств по российскому займу.
Высокий суд Лондона
До 31 декабря 2015 года украинское правительство не вернуло 3,075 миллиарда долларов России и допустило дефолт по облигациям. Договор между сторонами был заключен в соответствии с английским правом, и по правилам все разногласия должны рассматривать в судах Англии, у которых есть исключительная юрисдикция. По условиям выпуска еврооблигаций Россия могла подать на Украину в Высокий суд Лондона или обратиться в Лондонский международный арбитражный суд. Несмотря на то что последний гарантировал конфиденциальность слушаний, Россия решила провести открытый и прозрачный процесс. Решение международного арбитража можно было принудительно исполнить в 150 странах мира, которые подписали Нью-Йоркскую конвенцию. С исполнением решения Высокого суда Лондона все сложнее. Украина не отказывалась от иммунитета зарубежной собственности, истцу или кредитору придется самостоятельно искать активы, которые не защищены. В конце концов, собственности за рубежом на сумму в 3 миллиарда долларов у Украины может не найтись.
Высокий суд Лондона
Иск был подан 16 февраля 2016 года компанией The Law Debenture Trust Corp. в интересах России. В тексте заявления утверждалось, что Украина нарушила договор доверительного управления с фирмой-истцом, условия займа и агентское соглашение с Citibank, который выступал в качестве платежного агента и реестродержателя. Помимо суммы долга, истец потребовал взыскать с Украины штрафные проценты по ставке 8% (как это законодательно установлено для долга, который признал суд) или по ставке 5% (как в изначальном договоре). К 3 марта 2016 года украинское правительство признало российский иск, но объявило, что возражает против всех исковых требований. В отличие от России, которая планировала вести слушания в суде исключительно в коммерческом русле, Украина собиралась их политизировать.
Процесс
Прошло больше года, и Высокий суд Лондона отказал Украине в рассмотрении политического дела и подтвердил его коммерческий характер. Адвокаты украинского правительства представляли этот займ как "масштабное незаконное экономическое и политическое давление" со стороны России. А свой отказ платить по счетам связывали с "военным вмешательством" заемщика в дела Украины. Брат экс-премьера Великобритании Тони Блэра — судья Уильям Блэр — с позицией украинской стороны не согласился и вынес вердикт, что в суде рассмотрят исключительно коммерческий спор о неисполнении обязательств по долгу. В итоге Высоким судом было удовлетворено российское ходатайство об ускоренном рассмотрении дела.
За неудачу в суде пришлось оправдываться главе Минфина Украины Александру Данилюку
Украинский министр финансов Александр Данилюк заявил, что сторона защиты будет подавать апелляцию. По его словам, решение было лишь первым этапом судебного процесса, и судья по просьбе украинских юристов заморозил принятое решение до следующего заседания суда. На Украине ожидают, что оно состоится не ранее конца апреля.
Вечером 29 марта российский Минфин официально сообщил, что суд вынес окончательное решение. Украине придется выплатить долг в полном объеме. Судья не увидел у ответчика аргументов, которые опровергали бы доводы о наличии долга, и решил не рассматривать позиции сторон в ходе полномасштабного судебного разбирательства. Как утверждают в Министерстве финансов, дополнительных слушаний по этому вопросу не предполагается.