Статьи

Полный назад: почему акции Навального признали поражением даже его сторонники

Полный назад: почему акции Навального признали поражением даже его сторонники

В воскресенье в России прошли акции сторонников Алексея Навального****, которые протестовали против недопуска оппозиционера к выборам. Вопреки обещаниям и ожиданиям самого блогера они не собрали большого количества участников. Самого Навального, который вышел на Тверскую, задержали, но быстро отпустили. Максим Равреба - о протесте несогласных и о том, почему несогласных было мало. 

Оценивая вчерашние митинги, не могу не вспомнить конец 80-х годов ХХ века - Москва, Тверской бульвар, сквер, памятник Пушкину. Тогда робкие ручейки новоявленной оппозиции сливались туда. Сначала неорганизованные тусовки, участники которых пугливо озирались на каждого, считая их агентами КГБ. Робкие ручейки сливались в полноводные реки. Пошли митинги. Зарокотали мегафоны. Штатских "чернобыльцев" сменяли камуфлированные "афганцы", новорожденные демократы. Выделились бренды лидеров, среди которых яркой звездой взошла Валерия Ильинична Новодворская. И вот уже зрители начали узнавать, ожидать очередного шоу. Валерия Ильинична возвышается над Тверской с мегафоном, начинается буза. И вот революционерку толстыми ногами вперед заносят в автозак. Потом ее отпускают, а потом – все с начала. Тогда эта потеха кончилась плохо. Трагедией.

И вот опять тревожно как-то. Но согласитесь, что в случае со вчерашней акцией Навального**** что-то пошло не так. По законам жанра протестное движение должно расти и шириться. Ручейки должны сливаться в полноводные реки, реки формировать бурные океаны. А то, что увидел бронзовый Александр Сергеевич Пушкин в воскресенье, 28 января 2018 года, напоминало сорванный спектакль из жизни конца 80-х. Где в роли Валерии Ильиничны Новодворской выступал Алексей Анатольевич Навальный***. И его, как указано в пьесе, классически "приняли" и занесли в автозак. А потом отпустили, даже не составив протокол. Высокая трагедия оказалась фарсом.

Акции прошли в 46 городах. В Москве они собрали несколько сотен на том самом Тверском бульваре. Несколько сотен – это моя оценка, а исходит она из фотографий дрона, запущенного участниками. Я видел разные акции, я участвовал в яростных и публичных дискуссиях о количестве участников. У меня есть инструментарий и опыт для оценки. Я насчитал несколько сотен. Хотя галерист Марат Гельман**, который там был (правда, ходил по земле, а не смотрел с воздуха) увидел две тысячи. Я же убежден, что никаких двух тысяч там не было. 

В Екатеринбурге пришло примерно столько же. Цифры еще вчера опубликовал на сайте Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В Новосибирске акция посетили около 600 человек, чуть меньше в Нижнем Новгороде. Антирекорд - в Петропавловске-Камчатском. Там выразить солидарность с недовольством Навального**** пришел один. Кое-где было холодно. Это еще может объяснить низкую явку. Но вот кое-где, а именно – в Екатеринбурге, в котором и по менее значимым поводам легко собираются 4-5 тысяч человек, меньше тысячи на акции Навального объяснить сложно. 

Я не хочу игнорировать серьезность темы всероссийских акций протеста, кто бы их ни организовывал. Поэтому не хочу брать иронический тон, издеваясь над малочисленностью митингов. Даже не будучи их сторонником. Но в силу этой же причины я также не могу игнорировать и оценки тех, кто пришел на эти акции как сторонник. А оценки, увы, негативны. 

Три часа ходил с молодежью по Тверской и думал. Народу было очень мало... Ментов много и они даже половину заготовленного оборудования не развернули... Получается, что не только Собчак создает "либеральное гетто", но и Навальный***, пусть другое, радикальное - но тоже очень узкое братство готовых идти в автозак, - пишет Марат Гельман**. - Упрекнуть Навального**** и его людей не в чем, но люди не вышли на несогласованную акцию. Поражение. Москва не хочет обострения. 

Что касается последнего, то автор вышеприведенного мнения забывает, что не все вчерашние акции были запрещены. Многие акции были вполне даже разрешены и согласованы с городскими властями. Да что там! Практически везде были согласованные места. В Москве целых три. Но это почему-то никак не сказалось на явке. Вот даже как в уже упомянутом мной Екатеринбурге. Там ведь все готовилось серьезно. Сам мэр агитировал прийти на митинг, сам пришел, выступил. Вместе с Евгением Ройзман**ом в сквере по улице 8 марта выступали глава штаба Навального*****, экс-депутат гордумы Екатеринбурга Леонид Волков****. Который ради Екатеринбурга бросил Москву и потерял возможность быть "принятым" в автозак на Тверском бульваре. 

А вот в Челябинске глава штаба Алексея Анатольевича Алексей Табалов не пришел лично на митинг из-за проблем со здоровьем. То, что в крупном промышленном центре оппозиционную акцию посетило лишь 350 человек, можно списать на саботаж ответственного лица. Из всех ямальских городов митинг прошел только в Ноябрьске. Местный оппозиционер согласовал эту акцию и провел ее на городском стадионе для 15-ти человек. В Тюмени пришло 150 участников, которые, как пишут, разошлись на час раньше запланированного окончания митинга. А ведь год назад в Тюмени Навальный******* собрал более тысячи человек.

В ХМАО у Навального**** вообще не оказалось сторонников. Ни в одном из городов автономного округа югорчане не вышли на акции протеста. В Ижевске, Хабаровске и Чите местные акции также снимали с дронов. Поэтому число тех, кто пришел, можно пересчитать по пальцам. А ведь и в Хабаровске, и в Казани, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Челябинске, Екатеринбурге, Ярославле, Перми, Новосибирске, Омске, Красноярске акции были согласованы с местными властями. 

Вот уже два года, как Алексей Навальный*** и его команда сознательно радикализируют свое движение. Пик пришелся на весну прошлого года. После чего движение пошло на спад, зафиксировав вчера свой минимум. Хотя и не дно. Все это время Алексей Анатольевич максимально старался перейти от чисто экономической почвы для протеста к политической. Чем максимально копировал схему любой цветной революции на постсоветском пространстве. Так что вполне логично привлек к себе несознательную аудиторию и оттолкнул от себя аудиторию сознательную. Радикализация требований Навального**** привела к потере интереса к нему со стороны сознательных, самодостаточных, занятых людей.  А те, кто остался, ожидает только одного - Майдана. 

В этом месте Навальный*** и попал в ловушку. Пустые разговоры деморализуют его движение, народ уходит. Все заметили вчера тот факт, что Ксения Собчак не примкнула к Навальному. Ее нельзя заподозрить в случайных совпадениях. О рекламе и пиаре она знает все. Собчак продемонстрировала то, что дистанцируется от протестов Навального****. Все очень просто. Потом она, конечно, прямо с самолета из Грозного приехала в ОВД на Якиманке и принесла Алексею Анатольевичу еду и питье. Правда, говорят, что она слукавила и не видела Навального лично, а значит, лично передать ему ничего не могла. Передали полицейские. А Навальный якобы не пожелал принимать передачу от Собчак. 

Зато вчера порадовал Владимир Вольфович Жириновский. Он посетил лично митинг сторонников Навального**** и пообщался с ними в своей живой манере. Правда, не кричал, не ругался, а неожиданно просто и конструктивно объяснил, почему вот эти акции – пар в свисток.

"Если мы не примем участия в выборах, они все равно состоятся".

Но гораздо лучшим подтверждением этих в общем-то понятных аргументов служит число тех, кто, по их словам, не хочет участвовать в выборах. Их, как мы видели, было очень мало. И не факт, что и они не пойдут на участки.


  • * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ
  • ** внесены Минюстом РФ в список иноагентов
  • *** лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
  • **** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга