Политика

Economist: США боятся потерять мировое лидерство из-за сближения России и Китая

Economist: США боятся потерять мировое лидерство из-за сближения России и Китая
Economist: США боятся потерять мировое лидерство из-за сближения России и Китая

Нынешнее десятилетие, которое американский лидер Джо Байден назвал "решающим", становится началом новой эпохи геополитического соперничества великих держав, при котором миропорядок, созданный Соединенными Штатами, "может быть насильственно разрушен", считают аналитики The Economist.

Российская спецоперация на Украине разрушила нормы, которые были установлены после окончания Второй мировой. Впервые за многие годы конфликт "возродил призрак ядерной войны". Россия для Вашингтона - только "неотложная" проблема, тогда как Китай считается "единственной страной, способной свергнуть Америку с трона выдающейся мировой державы". Но что будет, если дружба "без границ" между Москвой и Пекином превратится в настоящий союз? Хотя нет официальных данных того, что китайская сторона помогает российской в спецоперации, "евразийские автократии" регулярно проводят совместные военные учения и, по мнению некоторых высокопоставленных американских чиновников, обязательно сблизятся.

Китай наращивает военный потенциал, из-за чего Штатам приходится осваивать "новое искусство трехстороннего ядерного сдерживания". Это может привести к новой гонке вооружений, особенно если в начале 2026 года истечет срок действия российско-американского договора СНВ-III (договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений).

В последнюю сотню лет ВВП США был намного выше, чем у их соперников, но теперь Китай ненамного отстает от Америки по этому показателю и даже превосходит ее, если исходить из паритета покупательной способности. Вес США в мировой экономике стабильно снижается.

Авторы напоминают, что в ходе недавнего заседания Генассамблеи ООН США и их союзники смогли добиться осуждения России, но голосование выявило хрупкость поддержки Запада на глобальном юге. Региональные страны считают себя "жертвами далекого европейского конфликта", который привел к подорожанию топлива и продуктов, отвлек внимание международной общественности от других кризисов. Они не хотят оказаться в эпицентре холодной войны между Америкой и Китаем.

На эти опасения Запад ответил рядом инициатив. Например, настоял на создании механизма, который позволил бы Киеву экспортировать зерно, попытался ограничить цены на российскую нефть, создал инвестиционный механизм для противодействия китайской инициативе "Один пояс — один путь". Байден смягчил попытки разделить мир на демократии и автократии, провел крупные региональные встречи на высшем уровне, в том числе с лидерами из Азии, с островов Тихого океана, из Латинской Америки и Африки.

Однако в стратегии Белого дома все еще зияет огромная "дыра". Речь идет об отсутствии привлекательной экономической и торговой политики, способной еще теснее связать союзников и друзей. Наоборот, курс, который навязывает американский президент, предусматривает активный протекционизм. Это вызывает напряженность в отношениях с европейскими и азиатскими партнерами, поскольку ограничивает доступ к рынку Штатов и лишает их инвестиций.

Состояние демократии на Западе - а особенно в США - вызывает тревогу. Почти через два года после штурма Капитолия Америка, очевидно, отдаляется от экс-лидера Дональда Трампа и его соратников, которые отрицают легитимность результатов выборов, но в политическом плане страна остается сильно поляризованной: "здоровье американской демократии необходимо для ее способности привлекать друзей и отстаивать свое лидерство".