Политика

Костин: смыслы и язык "володинской весны"

Костин: смыслы и язык "володинской весны"

Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин опубликовал в “Независимой газете” статью, в которой проанализировал российский политический дискурс и рассказал о возникшем новом языке, терминах и идеологемах во внутренней политике.​

По мнению Костина, политический этап последних лет наиболее корректно описывать при помощи терминов и понятий, которые появились в политическом лексиконе за это время.

Соглашаясь со знаменитой фразой замруководителя АП Вячеслава Володина «Есть Путин – есть Россия», глава ФоРГО отмечает, что на текущем этапе главной характеристикой современной политической жизни стала «беспрецедентная консолидация общества и появление нового качества понятия «путинское большинство», которое из категории электоральной перешло в разряд мировоззренческих ценностей», что даже за границей воспринимается как важное преимущество современной России.

В марте прошлого года, пишет Костин, решительными действиями президента России был сформирован так называемый «крымский консенсус», который по сути стал общенациональным, укрепив консолидацию общества и политических элит вокруг политики Владимира Путина, ее ценностей и приоритетов, а также «вывел на первый план в общественном сознании ценности патриотизма и любви к Родине, став решающим фактором, во многом определившим результаты электоральных циклов 2014-2015 годов». 

Глава ФоРГО также отмечает, что «крымскому консенсусу» предшествовало появление в общественном дискурсе и в современном политическом лексиконе таких понятий как «вежливые люди», «русская весна», «актуальный патриотизм»

“Еще одной важной идеологемой, появившейся в политическом словаре в 2013 году стало понятие «национализация элит», как комплекс мер федеральной власти, направленный на возвращение активов и «актуализацию» связи представителей политической и экономической элиты со своей страной”, - пишет Костин. 

Важным примером личного восприятия связи поколений, по мнению главы Фонда развития гражданского общества, стала не имеющая аналогов акция «Бессмертный полк» - беспрецедентное по масштабу, но при этом очень близкое миллионам россиян, событие в новейшей истории страны, тоже вошедшее в политический словарь.

Костин в своей статье рассматривает основные итоги и результаты "володинской весны", обозначившей новые цели и принципы внутренней политики в России. По его мнению, наиболее существенное значение для российской политической системы приобрело кардинальное изменение отношения власти к выборам. Конкурентность, открытость и легитимность стали основой обновленной концепции внутренней политики, что в итоге поменяло отношение людей к электоральным процедурам, повысив уровень легитимности власти. 

«Именно с «санацией» электоральных практик и их реальным «оздоровлением» связывают появление еще одного ставшего устойчивым словосочетания – «володинская весна» (производное от имени куратора внутренней политики первого замруководителя АП В.Володина), которое постепенно приобрело черты многих новаций в сфере внутренней политики, что нашло свое отражение в расширении и повышении качества политического представительства в органах власти», - констатирует председатель ФоРГО.
 
Во время "володинской весны" произошло также и упрощение процессов партстроительства, устранения из избирательных практик методов обеспечения результата при помощи административного ресурса. Ставка на реальную политическую конкуренцию сделала актуальным еще один важный термин - «открытые праймериз». 

Особенности новой российской внутренней политики: новые подходы, новый дискурс (язык и термины) заключаются также в приобретенной способности власти к мобилизации своих сторонников. Эта особенность положительно влияет на стабильность в стране, в том числе, для «профилактики» попыток внешнего вмешательства во внутриполитические процессы. 

“Отличительная черта текущего подхода – это ставка на людей с активной жизненной позицией, готовых ее отстаивать в рамках общественной деятельности, уличных мероприятий, в ходе дискуссий на различных площадках, в том числе, и в социальных медиа. И такой подход оказался более чем оправданным”, - отмечает политолог. 

Результат очевидный - теперь любые уличные мероприятия сторонников власти на порядок превосходят самые успешные оппозиционные. За последние три года напрочь развалилась ранее устойчивая конструкция: «партия интернета» (оппозиция) против «партии телевизора» (т.е. сторонников власти и патриотов). “Последние за прошедшие пять лет массово пришли в интернет и, как свидетельствуют исследования, да и просто объективный взгляд на интернет-дискуссии, все чаще задают тон в социальных медиа”, - отмечает глава фонда.

Костин также отмечает, что самым значимым общественным проектом последних пяти лет стал Общероссийский народный фронт (ОНФ) - уникальный формат, объединивший гражданских активистов, готовых тратить существенную часть своего времени и сил на достижение общественно полезных целей. «Форум действий», «Рейтинг расточительности», «общественный контроль» - эти термины появились в политическом обороте в результате деятельности ОНФ.

«Важным событием в уличном противостоянии в феврале 2012 года стал «антиоранжевый» митинг в Москве, собравший более ста тысяч участников. Продолжение идей и традиций этого мероприятия, которое «разрезало» «белоленточную волну», стало общественное движение «Антимайдан», основная идея которого состоит в противодействии попыткам реализации «цветных» сценариев в России», - приводит примеры общественной мобилизации глава ФоРГО.