Банки начали отказывать россиянам в предоставлении кредитных каникул, пишет "Коммерсантъ". Зачастую услуга предоставляется с ошибками. Банкиры, хоть и признают наличие проблемы, не видят в ней нарушения закона. Юристы уверены, что механизм нуждается в уточнении: недоработки в законодательстве о кредитных каникулах позволяют банкам отказывать заемщикам в каникулах по формальным причинам.
Кредитные каникулы стали очень востребованными среди мобилизованных и их родственников, однако получить услугу оказалось достаточно сложно. В ноябре заемщики начали жаловаться на "недобросовестный подход" банков к предоставлению кредитных каникул мобилизованным. Только на форуме banki.ru в течение месяца были опубликованы десятки сообщений об отказе представлений каникул или ошибках.
С подобными ситуациями столкнулись клиенты Сбербанка, ВТБ, банка "Тинькофф", "Альфа-банка", а также других кредитных организаций. Клиенты сталкивались с игнорированием их сообщений в онлайн-чате банка, на "горячей линии" операторы бросали трубки, после приема документов банк присылал отказ на запрос. Невзирая на формальное одобрение кредитных каникул, график платежей в личном кабинете оставался прежним, начислялись пени, сохранялось сообщение о просрочке.
В ВТБ назвали "технические причины" поводом задержки в получении кредитных каникул. В банк было подано несколько тысяч обращений. Проблемы признают в ХКФ-банке, МТС-банке, а в Сбере заявили о "единичных отказах". Несмотря на жалобы клиентов, в "Альфа-банке", Совкомбанке и Газпромбанке уверили, что каникулы предоставляются исправно. В "Тинькофф-банке" сообщили, что услуга подключается оперативно при предоставлении необходимых документов.
Еще в октябре власти пообещали мобилизованным кредитные каникулы, если заем был оформлен до дня их мобилизации, подписания контракта или добровольного участия в военной операции на Украине. Сумма кредита будет списана, если вследствие боевых действий человек погибнет или получит тяжелую степень инвалидности.