Статьи

Три факта об "Открытой России" Ходорковского, о которых вы не знали

Три факта об "Открытой России" Ходорковского, о которых вы не знали

Юрист Илья Ремесло представляет первую часть серии расследований о работе "Открытой России"** Михаила Ходорковского*. Из сегодняшнего текста вы узнаете, что подразумевается под "открытостью" общественного движения: все ли в порядке с регистрацией "Открытой России", что скрыто в ее внутренней документации, и легально ли она действует на территории России. 

За последний год резко активизировалась деятельность "Открытой России"** Михаила Ходорковского*, которая называет себя "сетевым общественным движением". "Движение" не скрывает своих политических амбиций. 8 октября этого года Ходорковский, обращаясь к своим соратникам, заявил о выборах в Госдуму и намерении "с вашей помощью шагнуть дальше в 2016 году".  

Предыстория

"Открытая Россия"** была учреждена ближайшими партнерами Ходорковского*, акционерами НК "ЮКОС" в 2001 году. В том же году был создан Фонд "Open Russia Foundation", куда помимо Ходорковского, вошли такие фигуры, как Генри Киссинджер и Джейкоб Ротшильд (потомок той самой династии миллиардеров). Последний, как утверждали западные СМИ, был акционером "ЮКОСа".

"Открытая Россия"** обильно финансировала различные общественные проекты вплоть до ареста Михаила Ходорковского* в 2003 году. Как утверждали СМИ, через данную структуру "ЮКОС" осуществлял и политические проекты, тесно сотрудничая с рядом депутатов Госдумы

Масштаб деятельности "Открытой России"** поражал. В 2007 году организация была участником спора в Арбитражном суде Москвы по делу А40-14050/2007 и суд установил, что сумма расходования денежных средств только за 2004 год составила 531,3 миллиона рублей (!). Огромные деньги по меркам 2004 года.

Тем же решением установлен факт нецелевого использования "Открытой Россией"** денежных средств в размере 52,3 млн руб

В результате налоговых проверок и давления правоохранительных органов 10 июля 2006 года "Открытая Россия"** объявила о приостановлении финансирования проектов, однако заявила о "продолжении своего существования".

Деятельность организации была возобновлена Ходорковским только в сентябре 2014 года в Берлине. Важная деталь - экс-олигарх заявил именно о "продолжении работы организации, основанной в 2001 году". Исходя из этого, вся деятельность, которая теперь ведется Ходорковским под вывеской "сетевого общественного движения Открытая Россия", напрямую связана с тем самым МРОО "Открытая Россия"**. И уже сейчас ясно, что некоторые особенности работы перезапущенной структуры Ходорковского* рискуют снова подвести "Открытую Россию" под судебные разбирательства. 

Факт первый: Иностранный агент, "не зарегистрированный" Минюстом и не сдающий отчетность

В мае 2015 года депутат Госдумы РФ Александр Сидякин отправил в Министерство Юстиции запрос, в котором просил проверить, включена ли "Открытая Россия"** в реестр "иностранных агентов" - лиц, получающих иностранное финансирование. Тогда Минюст отказался проводить проверку, заявив, что «сведений об общественном движении с таким названием в ведомственном реестре зарегистрированных НКО нет. Есть лишь межрегиональная общественная организация "Открытая Россия"**, но та с 2012 года не получала зарубежного финансирования и оснований для ее проверки нет». 

При этом пресс-секретарь Ходорковского* Писпанен и бывший исполнительный директор Фонда "Открытая Россия"** Яструбицкий утверждали, что «мы ее [прежнее юрлицо – прим.] не ликвидировали, она продолжает сдавать нулевую отчетность, но она не ведет никакую деятельность и в ней никто не работает».

Любое зарегистрированное НКО обязано сдавать в Минюст отчеты, в которых раскрываются приход и расход имущества и денежных средств – вне зависимости от того, ведет НКО деятельность или нет. О наличии (либо отсутствии) иностранного финансирования Минюст может узнать только из отчетов организации и никак иначе. 

Обратимся к информационной базе все того же Минюста, где доступны отчеты зарегистрированных организаций.

Никаких отчетов "Открытой России" в базе с 2011 по 2015 год не найдено. На каком тогда основании Минюст утверждает, что данная организация не ведет деятельности и не получает иностранного финансирования? По закону, непредоставление организацией отчетов о своей деятельности может привести к ее ликвидации. Но "Открытая Россия"** продолжает существовать.

Факт второй: "Недействующее юрлицо" с балансом в 177 миллионов

Представители Ходорковского* утверждают, что это старое, заброшенное и никем не используемое юридическое лицо. Проверим, что на этот счет сообщает реестр юридических лиц на сайте налоговой инспекции по "Открытой России"**.

Внезапно мы узнаем, что Открытая Россия** вносила изменения в учредительные документы 9 декабря 2014 года, через два месяца после того, как Ходорковский объявил о возобновлении деятельности организации. И связаны эти изменения с уточнением паспортных данных лиц, имеющих отношение к организации. Возможно, речь идет о самом Ходорковском* либо о руководителе организации. 

Зачем же понадобилось "Открытой России"** вносить изменения в свои данные ЕГРЮЛ, если она "не ведет никакую деятельность и в ней никто не работает"? 

Посмотрим, что же это за организация на сервисе проверки контрагентов, в котором собраны сведения из всех официальных государственных источников, включая Росстат.    

"Открытая Россия"** - та самая, с прежним юрлицом, по данным "Контура", является действующим предприятием.

А вот и бухгалтерский баланс "Открытой России"** на конец 2012 года, за два года до "перезапуска". Это данные Росстата, полученные из бухгалтерских документов самой организации.

Невероятно, но факт: на конец 2012 года сумма активов Открытой России составляла более 171 (!) миллиона рублей. Не могли же пропасть бесследно эти громадные средства. И опять возвращаемся к вопросу – почему на сайте Минюста нет отчетов хотя бы за 2012 год, ведь в этом году деятельность "Открытой Россией"** точно осуществлялась?

Обратите внимание, что бухгалтерские формы за 2013 и 2014 год не найдены - отчетности просто не было. Как это согласуется со словами Писпанен и Яструбицкого о сдаче "нулевой отчетности"?

Все это более чем убедительно говорит о том, что МРОО "Открытая Россия"**, учрежденная в 2001 году, является действующей организацией. Даже, когда на горизонте было "третье дело ЮКОСа" никто не думал останавливать деятельность структуры Ходорковского*, попытавшегося "обнулить" ситуацию после освобождения из колонии. 

Факт третий: Легальность "сетевого общественного движения"

Представим на минуту, что никакого юридического лица нет, а вся структура "Открытой России"** держится на нигде не зарегистрированном "сетевом общественном движении" и его координаторах. Как согласуется такая деятельность с законом?

Общественные объединения могут существовать как с регистрацией, так и без нее. Однако, если объединение не зарегистрировано как юрлицо, оно не может иметь на праве собственности денежные средства и иное имущество и вообще не имеет прав юрлица. Прекрасно понимают это и в "Открытой России"**. 

Структура Ходорковского* постоянно проводит мероприятия, требующие затрат. К тому же, сотрудникам движения платятся зарплаты. В вышедшем недавно фильме "Паталогоанатомия протеста" был затронут вопрос о структуре финансирования "Открытой России"**. В качестве источника денежных средств, за счет которого оплачивается труд менеджеров (редакторов, продюсеров и т.п.) "Открытой России", фигурировал ряд зарубежных организаций, со счетов которых работникам перечислялись денежные средства по договорам "оказания услуг".

Скорее всего, в "Открытой России"** решили обойти требования закона, проблемы с отчетностью и проверками, используя в собственных интересах средства зарубежных организаций, о которых нигде не отчитывается.

В законе есть такое понятие как притворная сделка – прикрывающая собой сделку, которую стороны на самом деле имели в виду. Заключают, например, договор оказания услуг вместо трудового договора, чтобы он не регулировался Трудовым кодексом с его жесткими требованиями. 

Так и в ситуации с "сетевым общественным движением" – под прикрытием "оказания услуг" по факту осуществляется иностранное финансирование. Однако, закон (статья 170 ГК РФ) четко говорит, что к притворной сделке применяются те правила, которые должны применяться к прикрытой сделке.

Кроме того, независимо от регистрации, в соответствии со статьей 18 Закона "Об общественных объединениях" все общественные объединения обязаны иметь устав, орган управления, а также соблюдать остальные требования законодательства. 

Кто является главой "незарегистрированной" "Открытой России"**, где можно ознакомиться с ее уставом – остается загадкой, которую предстоит разгадать людям, ответственным за это по долгу службы. 

  • * внесен Минюстом РФ в список иноагентов
  • ** Движение «Открытая Россия» - признано на территории России нежелательной организацией