Через 15-17 лет женщин в России будет по-прежнему больше, чем мужчин. Согласно данным Росстата, к 2036 году в стране останется единственный регион с подавляющим большинством мужчин — Чукотка. Хотя половой дисбаланс немного уменьшится – на 1000 мужчин будет приходиться не 1154 женщины, как сейчас, а 1128. Большинство СМИ подали эту информацию в том ключе, что женщинам надо быть менее избирательными и т.д. Михаил Мельников объясняет, что на самом деле беспокоиться надо о другом.
Россия как Палау
Международные данные о половозрастной структуре стран, как правило, основываются на Книге фактов ЦРУ. В числе прочего там говорится о том, что на 100 женщин старше 64 лет в России приходится лишь 44 мужчины того же возраста. Аналогичные показатели только у Эстонии, Латвии, Белоруссии, Украины и почему-то архипелага Палау, хотя там вроде бы социализм не строили.
Есть, конечно, рекордсмены и с другой стороны: в ряде стран девочки являются, скажем так, нежелательными детьми, причем спрашивать, куда они пропадают, не принято. Во всей красе это видно на примере Объединенных Арабских Эмиратов, где на 100 девочек рождается 108 мальчиков (уже, кстати, неестественно много), в группе 15-24 лет на 100 девушек приходится уже 123 юноши, в расцвете сил (25-54 лет) на 100 женщин — внимание — 345 мужчин. То есть в хваленых гаремах — сплошь мигрантки. После 55 лет еще хуже — почти 6 мужчин на одну женщину, и лишь в старости соотношение падает до 1 к 3. Но права человека при этом нарушаются в России.
В мире не более двух десятков территорий, где мужчин ощутимо (от 5%) больше, чем женщин. В лидерах сплошь мусульманские страны плюс, как ни странно, все то же многоликое Палау. Но превосходство сохраняется до 55 лет, а потом мужчины будто ложатся и умирают.
Другие исключения из исламского правила — Индия (хотя именно там живет больше всего мусульман, они все же являются меньшинством), Китай (во время действия программы "одна семья – один ребенок" новорожденные девочки таинственным образом исчезали), таинственный Бутан и крохотная Гренада. То есть преобладание женщин в нормальных странах — норма. Хотя страны бывшего СССР тут выделяются. Кроме упомянутых выше, в лидерах по "женскости" Литва, Армения, Грузия — во всех на десять девчонок девять и менее ребят, причем чем старше девчонки, тем ощутимее гендерный разрыв.
Среди так называемых развитых стран хуже всего дела для женщин обстоят в Италии — там на 10 девчонок 9,3 парня, в Японии – 9,5, в среднем по Евросоюзу – 9,6, в США – 9,7. Активный миграционный приток, наблюдающийся как в России, так и во всех этих странах, кроме Японии, в первую очередь мужской, что какое-то время будет приводить к выравниванию числа мужчин и женщин. Тем более что в странах-"донорах", как мы убедились, мужчин ощутимо больше.
Почему мы умираем
У России и других постсоветских стран существует некий особый путь, губящий мужчин заметно раньше среднемировых норм. Это можно назвать русофобией, но тогда придется добавить туда прибалтофобию. Наши мужчины умирают в трудоспособном возрасте от сердечно-сосудистых заболеваний, у которых пять основных причин. Это: а) неправильный образ жизни; б) стрессы; в) генетические причины; г) алкоголь; д) курение.
По распространенности двух последних пороков Россия стабильно находится в мировых топах. Интересно, правда, что число курящих среди мужчин у нас постепенно сокращается — с невероятных 67,2% в 2000 до просто неприятных 54,6% по прогнозу ВОЗ на 2025 год, а вот среди женщин растет — с 22,1% до 24,0% за тот же период. Добавим к этому, что и уровень стресса среди мужчин, воспринимаемых в нашем обществе как добытчики, в последние десятилетия был огромен: как в России, так и в прилегающих странах сменилось несколько экономических систем, в каждой надо было выживать по-новому. Получалось не всегда…
Что до двух оставшихся причин, то образ жизни у нас постепенно выправляется. Спорт проникает в массы, все больше мужчин понимают пагубность офисной работы (тем более что долгое сидение на пятой точке губит и потенцию), так что здесь можно рассчитывать на некоторый прогресс. Ну, а с генами пока ничего не поделать — женщины от природы устроены более надежно.
Везде в мире мальчиков рождается больше, почти везде соотношение полов постепенно меняется в пользу женщин. Это, кстати, характерно и для большинства млекопитающих. Природа ставит эксперименты на менее ценном мужском поле, ведь для поддержания популяции достаточно одного качественного самца на целую группу самок. Зайдите в коррекционную школу — вы удивитесь, насколько мальчиков там больше, чем девочек. Гениальность и помешательство, два этих родственных отклонения, — удел в первую очередь мужчин.
Судя по прогнозу Росстата, некоторое выправление ситуации будет происходить главным образом за счет миграционного эффекта. В самом деле, было соотношение 1000:1154, приехали 500 тысяч мужчин-мигрантов, оставив семьи в Таджикистане и Молдавии, и вот уже волшебным образом, без всяких усилий, стало 1000:1146. А там и до целевого показателя недалеко.
Конечно, России нужны здоровые мужчины в любом возрасте. Это, как ни крути, главная производительная и интеллектуальная сила любой экономики, и платят им в России на 30% больше (цифра вице-премьера Ольги Голодец). В мире разрыв в зарплатах составляет 20%. Международная организация труда считает это вопиющей дискриминацией.
Россия, кстати, не на первых ролях в мире по разнице зарплат: политкорректнейшие Нидерланды, Швейцария, Великобритания платят мужчинам куда больше, чем женщинам. Из сколько-нибудь заметных стран слабый пол зарабатывает больше лишь в Сьерра-Леоне и Таиланде, причем в последнем случае надо еще проверять, женщины ли это вообще.
В 2014 году Международная организация труда, правда, опубликовала доклад, согласно которому производительность труда женщин в России выше, чем мужчин, но, во-первых, сам этот показатель крайне сомнителен (почему — можно почитать тут), а во-вторых, других внятных исследований на эту тему нет.
Оценки экономических потерь страны от ранней мужской смертности также различаются на порядок, причем надо понимать, что, помимо нехватки рабочих рук, мы имеем и некоторую "экономию" на пенсиях. Учитывая, что трудовые мигранты как раз заполняют вакуум, думается, можно сравнить потери экономики как раз с долей мигрантов в ней, то есть 3-4% ВВП ежегодно — 3-4 триллиона рублей. То есть будь у нас нормальные здоровые мужчины хотя бы на уровне США, поднимать пенсионный возраст просто не нужно было бы — созданного ими продукта вполне хватало бы на выравнивание баланса Пенсионного фонда.
А значит надо работать. Пропагандировать диспансеризацию, убирать алкоголь в гетто отдельных магазинов и вешать на него такие же красивые надписи, как на сигареты. Надо делать спорт еще более доступным. Иначе девчонки, особенно в возрасте, вообще останутся без ребят.