Мнение

Купеческие амбиции: как российская молодежь устремилась в предпринимательство

Купеческие амбиции: как российская молодежь устремилась в предпринимательство

Нынешняя молодежь видит себя в будущем не наемными работниками, а владельцами собственного бизнеса. Михаил Мельников поясняет, как мы до этого дошли и что из этого получится. ­­­­­­­­­

Попались на глаза результаты забавного опроса, согласно которому 61% российских студентов планируют в обозримом будущем стать предпринимателями. Точнее, 4% из них уже стали, 23% хотят сделать это сразу после института, далее еще градации, и лишь 19% будущих купцов и промышленников, так и быть, готовы набираться опыта более пяти лет. Опрошено было, между прочим, 10 тысяч из 4 миллионов российских студентов — выборка вполне серьезная.

Стереотипы не работают

Бытует мнение, что Россия — страна большая, холодная и не ориентированная на частную инициативу. Что ж, действительно большая и местами исключительно холодная, но в последнем на данный момент выпуске рейтинга Doing Business, на который официально ориентируется российское правительство, Россия занимает 28-е место. До целевого 20-го еще далеко (чем выше поднимаешься, тем больше сопротивление), но никакого сравнения с 120-м в начале десятых годов.

При этом в формуле рейтинга Россию тянет вниз контроль внешнеэкономической деятельности, таможенные правила, а поскольку большинство стартапов рассчитаны, по крайней мере изначально, на внутренний рынок, то можно смело утверждать, что наше реальное место выше. Более того, если бы были учтены итоги 2020 года, когда новое правительство повернулось лицом к бизнесу, мы бы добились в пресловутом рейтинге еще большего прогресса.

Главные положительные изменения — последовательные удары по низовой коррупции, требованиям соблюдения несочетаемых норм. Большинство государственных услуг для бизнеса переведены в электронный вид, успешное оспаривание неправомерных и ошибочных санкций стало нормой не только в судах, но и в самих организациях, допустивших ошибки.

Нынешние студенты уже не испытывают страха перед государственными структурами, ориентируются на "Госуслугах" и в "Кабинете налогоплательщика" лучше, чем их бабушки когда-то в магазинных очередях, видят успех многих людей вокруг, видят и низкие зарплаты наемных работников — и делают соответствующие выводы. Большинство набьют шишки и смирятся, но кто-то обязательно добьется успеха, создаст рабочие места, станет крупным налогоплательщиком и одной из опор России.

Что улучшилось за два года

  • Эксперимент с самозанятостью перестал быть экспериментом и распространился по всей стране.
  • Для малого и среднего бизнеса в два раза снизились страховые взносы с зарплат выше МРОТ.
  • Радикально снижено налогообложение IT-индустрии.
  • Отменены декларации 4-НДФЛ для индивидуальных предпринимателей.
  • Упрощается доступ к государственным закупкам, будут отменены двухэтапные конкурсы и другие сложные конструкции.
  • Проводится регуляторная гильотина, отменяются устаревшие нормы и ограничения.
  • Введен мораторий на плановые проверки малого бизнеса в 2021 году.
  • Автоматически продлен срок действия большого количества лицензий и разрешений на 2021 год.
  • Вообще, правительство показало готовность идти навстречу бизнесу во времена кризисов: всеобщей отмены налогов не случилось, но субсидирование сохранения персонала и отмена штрафных санкций за временную неуплату помогли выжить многим предпринимателям. В 1998 и 2009 годах ничего близкого не было.

И это только базовые, самые известные изменения к лучшему — на самом деле их более пятидесяти. Как результат – нынешние студенты всерьез думают, что на встречах выпускников будут спрашивать друг друга не "Где работаешь?", а "Ты ИП или ООО?". Что ж, надеждам и положено питать юношей.

Какой бизнес зарегистрировать

В России есть сейчас четыре основные формы предпринимательства, с которых можно начать свое дело: самозанятость, статус индивидуального предпринимателя (ИП), общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Существует множество пособий и инструкций по выбору организационно-правовой формы, поэтому здесь ограничусь субъективной оценкой.

Самозанятый — это не про бизнес, это про фриланс и гаражный сервис. Для купли-продажи (основного "бизнеса" в представлении людей с красивыми лицами) самозанятость не годится. Статус временно удобный, если доход планируется менее 200 тысяч рублей в месяц, нет подчиненных и значимого имущества. Журналисты, дизайнеры, маляры, сантехники, бизнес-коучи — вам сюда. Иногда из самозанятости в виде, например, домашней выпечки тортов может вырасти солидное предприятие.

Индивидуальный предприниматель — потихоньку вымирающая история. Главное удобство — возможность зарабатывать приличные деньги и сразу же выводить их из бизнеса на личные нужды, что очень проблематично с юридическими лицами. Можно нанимать сотрудников. Максимальный оборот — от 5 миллионов рублей в месяц по патенту, более 10 миллионов по другим налоговым режимам.

Общество с ограниченной ответственностью — основная организационно-правовая форма бизнеса в России. Личная ответственность учредителя ниже, чем в ИП, хотя риски тоже сохраняются (перед регистрацией почитайте про субсидиарную ответственность). Можно привлекать партнеров, отдавая им часть доли. Необходимо вести бухгалтерскую отчетность. Верхний порог прибыли не ограничен.

Акционерные общества по своим возможностям схожи с ООО, но акционеры, в отличие от учредителей ООО, как правило, не фигурируют в открытых базах данных. Правда, за стеснительность надо платить — у АО куда больше отчетности, дороже управление, обязательны ежегодные внешние аудиты.

Услужливая молодежь

Есть, правда, в результатах опроса и настораживающие моменты. Главный из них — список направлений, по которым собираются работать молодые бизнесмены. Более 90% из тех, кто собирается открывать свое дело, выбрали следующие сферы:

  • разнообразные услуги;
  • торговля;
  • искусство и мода;
  • культура и творчество;
  • маркетинг;
  • пищевые технологии (не путать с сельским хозяйством — к технологиям относится, например, модная ныне доставка продуктов питания);
  • образовательные сервисы;
  • медицинские технологии.

Удивительно, что в этом списке нет IT, но, увы, закономерно, что мы не видим ни сельского хозяйства, ни промышленного производства. Понятно, что это "инвестоемкие" сферы, где начального капитала от продажи папиной машины не хватит, но хотя бы в порядке романтики хотелось бы видеть энтузиастов опоры России на собственные силы в самых важных областях. Услуги — ерунда, надстройка, а вот без хлеба, стройматериалов и одежды долго не проживешь.

И тут возникает вопрос к преподавателям вузов, которые, кажется, ориентируют молодых людей скорее на быстрый личный успех, нежели на служение интересам родины.